logo search
Палеогео / Концепции современного естествознания / Самыгин_ Концепции современного естествознания

3.1. «Живая сила»

Характерно, что, являясь центральным понятием в физике, само формирование понятия энергии есть вместе с тем история открытия закона сохранения и превращения энергии. Так что в структуру физической теории понятие энергии вошло лишь к середине XIX века.

Терминв качестве физического понятия

встречается у Аристотеля. Аристотель был первым антич­ным философом, создавшим понятийный аппарат для оп-

158

ределения того, что есть движение. Движение трактуется Аристотелем как средний термин, как переход от возмож­ности к действительности, от потенции к деятельности. Терминупотребляется Аристотелем для ха-

рактеристики деятельности по осуществлению способности, то есть переход от потенции в ее реализацию, деятельность (например, строительство). Можно было бы сделать вывод о том, что прямой связи междуАристотеля и

современным содержанием этого понятия нет. Однако су­щественным является то, чтопоявляется у Аристотеля именно в связи с попыткой охарактеризовать движение в качестве общей категории, описывающей все виды, роды движения.

Само представление о превращениях различных видов движения, о неуничтожимости движения содержится и в древней мифологии, и в философии Древней Греции и Во­стока. Идея о неуничтожимости и несотворимости движе­ния возродилась в Новое время и стала принимать более определенные, научные формы в XVII веке.

В связи с изучением механического движения и форми­рования механистической исследовательской программы мысль о неуничтожимости и несотворимости движения была первоначально сведена к представлению о несотвори­мости и неуничтожимости именно механического движе­ния. Изучение механического движения сразу же привело к дилемме, какой величиной «mV» или «mV2» следует из­мерять механическое движение и какая из этих величин сохраняется в процессе взаимодействия тел? Здесь m озна­чает массу тела, а величина V — скорость тела. Величина «mV» введена Декартом и названа им количеством дви­жения. Величина «mV2» введена Лейбницем и названа «живой силой» — «vis viva», хотя еще ранее в теории уп­ругого удара Гюйгенсом и Вреном было установлено сохра­нение величины «mV2». Чтобы проследить генезис этих понятий в физике, рассмотрим случай удара двух, напри­мер, бильярдных шаров. Два шара массами m1 и m2 дви­жутся со скоростями V1 и V2 и сталкиваются. Скажем, пер­вый шар догоняет второй. После удара они движутся уже с другими скоростями U1 и U2. Спрашивается, что сохраня­ется при взаимодействии шаров.

159

Декарт утверждал, что справедливо следующее равен­ство:

Гюйгенс, Лейбниц и ряд других ученых считали, что сохраняется «живая сила» и справедливо равенство:

Между последователями Декарта и Лейбница возник спор о том, какому из понятий следует отдать предпочте­ние при изучении механического движения, какая из вели­чин сохраняется в процессе взаимодействия — количество движения или «живая сила»? Разрешение этой полемики последовало только с открытием закона сохранения при превращении механической энергии в другие формы движе­ния. При исследовании удара двух тел было установлено не только сохранение «живой силы» в случае упругого удара, но и потеря ее при неупругом ударе. Приоритет это­го открытия принадлежит Валлису.

Надо отметить, что понятие «живой силы» коренным образом отличалось от понятия силы в ньютоновской ме­ханике. Ньютоновская сила имеет свое конкретное место в системе понятий физики и рассматривается как причи­на изменения состояния движения тела. Ньютон подчер­кивал внешний по отношению к материи характер меха­нических сил, то есть в понятии силы заключалась мысль о внешнем источнике движения, отделенном от материи. Именно такое понимание приводит к представлению о раз­личных силах, рассматриваемых в качестве внешних аген­тов, в качестве активного начала, приводящего в движение пассивную материю. Отсюда и название «живая сила», ко­торая связывается с представлением об активном начале любого движущегося тела, в противоположность «мертвой силе», активном начале, запасенном в каком-либо покоя­щемся теле.

Понятие силы играет центральную роль в механике Нью­тона. Сам Ньютон не ставил перед собой задачи о создании механики, которая выводилась бы из какого-либо принципа сохранения некоторой меры движения. Что касается «живой силы», то Ньютон обращал внимание на факт несохранения движения в случае неупругого удара или трения.

Таким образом, хотя наука XVII века выработала пред­ставление об энергии в виде «живой силы», а более чем

160

через 100 лет, в 1829 году, Кориолис рассмотрел величину, равную половине «живой силы» mV2/2, которая определяет кинетическую энергию в современной структуре научного знания; понятие энергии, как, впрочем, и понятие работы, отсутствовали в механике Ньютона и вплоть до XIX века не фигурировали в учебниках физики.

Термин «энергия» в смысле динамической переменной появился лишь в 1807 году в работе Юнга «Курс лекций по натуральной философии», понятие «работ» подробно развито в труде Ж.В. Понселе «Введение в индустриаль­ную механику».

Юнг ввел понятие энергии для обозначения «живой силы», не выводя это понятие за рамки механистического описания явлений природы. Сама задача расширения этого понятия на другие формы движения, задача категориаль­ного обоснования этого понятия и установления отличия его от понятия количества движения стала возможной лишь благодаря исследованиям переходов немеханическо­го движения в другие виды движения. Усилиями ученых XVII-XIX веков были открыты и качественно исследова­ны связи между:

Результаты этих исследований и привели к открытию закона сохранения и превращения энергии. Остановимся вкратце на рассмотрении этих результатов.