III. Заключение по общему клиническому анализу крови
1. Гематокрит. Если отмечается сдвиг показателя гематокрита в сторону увеличения форменных элементов (например, 60 : 40), то это свидетельствует о сгущении крови (полицитемия). Если отмечается сдвиг показателя гематокрита в сторону увеличения объема плазмы крови (например, 30 : 70), то это свидетельствует о разжижении крови (олигоцитемия).
2. Содержание эритроцитов. Характеризует в основном дыхательную функцию крови.
Если содержание эритроцитов у мужчин меньше 4,5 х1012/л – анемия (эритропения), если больше 5,5 х1012/л – эритроцитоз; у женщин – меньше 4,0 х1012/л – анемия (эритропения), больше 4,5 х1012/л – эритроцитоз.
Изменение количества эритроцитов может быть истинным и ложным. Для выяснения этого, кроме подсчета количества эритроцитов в 1 мкл, необходима оценка общего количества эритроцитов в организме (должное количество – 2,2-2,5 х1013/л):
если наряду с увеличением количества эритроцитов в 1 мкл крови отмечается увеличение общего количества эритроцитов в организме, это истинный эритроцитоз;
если количество эритроцитов в 1 мкл увеличено, а общее количество эритроцитов в организме в норме, это ложный эритроцитоз;
если наряду с уменьшением количества эритроцитов в 1 мкл крови отмечается уменьшение общего количества эритроцитов в организме, это истинная эритропения;
если уменьшение количества эритроцитов наблюдается при нормальном значении общего количества эритроцитов в организме, это ложная эритропения.
3. Содержание ретикулоцитов. Повышение количества ретикулоцитов в периферической крови свидетельствует об активации эритропоэза. Если количество ретикулоцитов составляет больше 1 %, то это ретикулоцитоз. Снижение количества ретикулоцитов менее 0,2 % – ретикулоцитопения.
4. Гемоглобин. Общее содержание гемоглобина вместе с количеством эритроцитов характеризует дыхательную функцию крови:
если содержание гемоглобина у мужчин меньше 130 г/л, это гипохромемия (анемия); если больше 160 г/л – гиперхромемия;
если содержание гемоглобина у женщин меньше 120 г/л, это гипохромемия (анемия); если больше 140 г/л – гиперхромемия.
5. Цветовой показатель. Его величина характеризует насыщенность одного эритроцита гемоглобином. Если показатель менее 0,9 – это гипохромия, если больше 1,1, – гиперхромия. Показатель используют для оценки типа анемии. Если при анемии снижение количества эритроцитов частично компенсируется увеличением их насыщения гемоглобином, то анемия называется гиперхромной, при уменьшении насыщения – гипохромной. При нормальном цветовом показателе делают заключение о нормохромии.
6. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Характеризует физико-химические свойства крови. Факторы, увеличивающие СОЭ: эритропения, гиперглобулинемия, уменьшение вязкости плазмы, макроцитоз и мегалоцитоз. Факторы противоположного характера замедляют СОЭ.
Если скорость оседания эритроцитов меньше 4 мм/час – это замедление СОЭ.
Если СОЭ больше 12 мм/час (для мужчин) и больше 16 мм/час (для женщин) – это ускорение СОЭ.
7. Осмотическая резистентность эритроцитов (ОРЭ). Это – жесткая константа организма. Она дает представление о структурно-функциональной полноценности мембран эритроцитов по их устойчивости к осмотическому давлению:
минимальная ОРЭ соответствует концентрации NaCl, предшествующей началу гемолиза;
максимальная ОРЭ соответствует концентрации NaCl, предшествующей полному гемолизу.
Если начало и окончание гемолиза отмечаются в растворе с концентрацией, превышающей 0,48 % и 0,34 % соответственно, то это свидетельствует о снижении осмотической резистентности эритроцитов. Например, min ОРЭ – 0,5 % и max ОРЭ – 0,38 %.
Если начало и окончание гемолиза наблюдается в растворе меньшей, чем 0,46 % и 0,32 %, концентрации соответственно, то это свидетельствует о повышении осмотической резистентности эритроцитов. Например, min ОРЭ – 0,45 % и max ОРЭ – 0,31 %.
8. Количество лейкоцитов. Характеризует защитные силы организма. Если содержание лейкоцитов меньше 4,0х109/л, это лейкопения, а если больше 9,0х109/л, это – лейкоцитоз. Изменение количества лейкоцитов может быть абсолютным и относительным. Абсолютными лейкоцитоз и лейкопения (например, абсолютный лимфоцитоз) считаются в случае, когда наряду с изменением процентного соотношения в лейкоцитарной формуле наблюдается изменение и абсолютного числа лейкоцитов определенного вида в лейкоцитарном профиле. Относительное отклонение от нормы – изменение процентного содержания какой-то отдельной формы лейкоцитов в лейкоцитарной формуле за счет другой. При этом абсолютное количество лейкоцитов данного вида в лейкоцитарном профиле находится в пределах нормы. Снижение того или иного вида лейкоцитов -пения (н-р: относительная нейтрофилопения, относительная моноцитопения).
Увеличение -цитоз (н-р: относительный лимфоцитоз), либо -филия (н-р: относительная базофилия).
9. Лейкоцитарная формула. Характеризует процентное содержание различных форм лейкоцитов.
Увеличение процента молодых форм нейтрофилов характеризуется как сдвиг лейкоцитарной формулы влево – например, анализ Б (см. ниже).
Отсутствие молодых форм нейтрофилов или увеличение содержания зрелых форм нейтрофилов характеризуется как сдвиг лейкоцитарной формулы вправо – например, анализ В (см. ниже).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации