Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
Практические работы
Внимание! Экзаменационный навык
Работа 1. Подсчет эритроцитов крови в камере Горяева
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 11-12.
Внимание! Экзаменационный навык.
Работа 2. Определение количества гемоглобина крови по методу Сали (колориметрический метод)
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 13-14.
Внимание! Экзаменационный навык
Работа 3. Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) по методу Панченкова
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 12-13, 56-57.
Работа 4. Вычисление цветового показателя ( см. также «Основы оценки функций организма человека», С. 55-56).
Учебно-исследовательская цель:
1) научиться рассчитывать цветовой показатель;
2) выявить зависимость насыщения эритроцитов гемоглобином от количества эритроцитов и содержания гемоглобина.
Ход работы. Цветовой показатель (ЦП) рассчитывается по формуле:
В норме ЦП составляет 0,9-1,1.
Результаты: …
Вывод: …
Работа 5. Определение осмотической резистенстности эритроцитов (ОРЭ)
Наиболее простым и распространенным в клинике методом оценки физико-химических свойств эритроцитов является исследование их осмотической резистентности (устойчивости). Метод основан на количественном определении степени гемолиза эритроцитов в гипотонических растворах хлорида натрия, в которых, как известно, происходит их набухание и гемолиз. Осмотическая резистентность эритроцитов отражает стабильность их клеточных мембран и зависит от степени их зрелости, формы и изменения состава плазмы.
В изотоническом растворе (0,9% NаСl) эритроциты сохраняют свой объем, а в гипертоническом растворе теряют воду и сморщиваются – такое явление называется «плазмолиз». В гипотоническом растворе они поглощают воду, их объем увеличивается до определенного «критического» уровня, превышение которого сопровождается гемолизом и выходом гемоглобина в плазму крови.
Минимальную осмотическую резистентность эритроцитов (ОРЭ min) определяют по гипотоническому раствору хлористого натрия такой концентрации, которая предшествует началу гемолиза наименее устойчивых эритроцитов (в норме 0,46–0,48% раствора NаCl). Максимальная осмотическая резистентность эритроцитов (ОРЭ mах) соответствует раствору хлористого натрия, предшествующему полному гемолизу всех эритроцитов (в норме 0,32–0,34% раствора NaCl).
Выполнение методики
Предварительно готовят рабочие растворы натрия хлорида различной концентрации: 1%; 0,85%; 0,75%; 0,70%; 0,65%; 0,60%; 0,55%; 0,48%; 0,46%; 0,40%; 0,34%; 0,32%; 0,20% и 0,10%. Рабочие растворы натрия хлорида разливают в 14 центрифужных пробирок (по 5,0 мл).
В пробирку с гепарином берут 1,5 мл венозной крови, перемешивают и добавляют в каждую из 14 центрифужных пробирок с рабочими растворами натрия хлорида по 0,02 мл гепаринизированной крови. Пробирки оставляют на 1 ч при комнатной температуре, а затем центрифугируют (5 мин при 2000 об./мин). Надосадочную жидкость из каждой пробирки исследуют на фотоэлектроколориметре. В качестве «холостой» пробы используют надосадочную жидкость из пробирки, содержащей 1% раствор натрия хлорида. Определяют процент (степень) гемолиза, приняв за 100% гемолиз в пробирке с 0,1% раствором натрия хлорида.
Гемолиз можно определять и визуально по цвету надосадочной жидкости. При полном гемолизе эритроцитов заметна интенсивная красно-лаковая окраска надосадочной жидкости, тогда как начало гемолиза (минимальная его степень) определяется по легкому порозовению.
Интерпретация результатов
В норме начало гемолиза отмечают при концентрации 0,46–0,48%, а полный гемолиз – при 0,32–0,34% растворе натрия хлорида (рис. А). При некоторых гемолитических анемиях (врожденной микросфероцитарной, аутоиммунной гемолитической и др.) наблюдается понижение осмотической резистентности: гемолиз начинается при концентрации раствора натрия хлорида 0,55–0,70% и заканчивается при концентрации 0,40–0,45% (рис. Б).
Более осмотически стойкими являются эритроциты, поступившие в кровоток из костного мозга, в особенности менее зрелые клетки (ретикулоциты, полихроматофилы), которые имеют уплощенную дисковидную форму и малый индекс сферичности. Мене стойкими являются эритроциты, завершающие жизненный цикл.
Нарушение осмотической резистентности является частым следствием стрессов, неблагоприятной экологической ситуации, интоксикаций и расценивается как важное звено патогенеза, а иногда и этиологический фактор многих болезней (механическая желтуха, талласемия, гемоглобиноз, рак желудка, кровопотеря, гипотиреоз) (см. табл.).
Таблица
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации