4. Методы научного познания
1. Эксперимент – это эмпирический метод познания, означающий «…активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект». Был развит в XVI веке в Европе.
2. Наблюдение – это эмпирический метод познания, означающий целенаправленное чувственное восприятие (или отражение) предметов и явлений внешнего мира.
3. Измерение – это эмпирический метод познания, означающий определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
4. Анализ – это метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
5. Синтез – это метод познания, означающий соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
6. Индукция – это способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
7. Дедукция – это метод познания, который сводится к получению частных выводов на основе знания каких-то общих положений.
8. Теоретическое (рациональное) познание основано на логической реконструкции действительности с помощью абстрактных категорий. Этот метод базируется на:
– системе постулатов;
– аксиомах.
9. Теоретический метод познания был развит в работах Р. Декарта.
10. Абстрагирование – это теоретический метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей.
11. Формализация – теоретический метод познания, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений, и позволяющий оперировать вместо этого некоторым множеством символов.
12. Классификация – это разделение изучаемых предметов на группы по какому-то признаку.
13. Аналогия – подобие или сходство каких-либо признаков и свойств у различных объектов.
14. Моделирование – метод исследования, заключающийся в замене изучаемого объекта аналогом или моделью.
15. Следствием является событие, которое вызвано изучаемым событием.
- 1. Общие представления об естествознании
- 1. Предмет и структура естествознания
- 2. История естествознания
- 3. Научный метод, наука и ее роль в жизни общества
- 1. Наука – это способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности.
- 4. Методы научного познания
- 5. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
- 6. Панорама и тенденции развития современного естествознания
- 2. Физические концепции мира
- 7. Структурные уровни организации материи
- Дополнительные сведения по классической физике
- 8. Фундаментальные взаимодействия
- 9. Пространство, время, принципы относительности
- Дополнительные сведения по теории относительности и мегамиру
- 10. Положения и принципы квантовой механики
- 3. Концепции химии и геологии
- 11. Уровни химического знания, этапы развития, теории
- 12. Принцип возрастания энтропии
- 13. Факторы и реакционная способность веществ
- 14. Концепции геологии
- 4. Биологический уровень организации материи
- 15. Иерархия структурных уровней живой материи
- 16. Молекулярный уровень организации живого
- 17. Теория эволюции органического мира
- 18. Происхождение и сущность жизни
- 5. Человек и природа
- 19. Человек – физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
- 20. Концепция биосферы
- 21. Концепции экологии
- 22. Концепция ноосферы
- Клеточная теория. Генетика