logo search
Вопросы и ответы ЕНК (1)

4. Методы научного познания

1. Эксперимент – это эмпирический метод познания, означающий «…активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект». Был развит в XVI веке в Европе.

2. Наблюдение – это эмпирический метод познания, означающий целенаправленное чувственное восприятие (или отражение) предметов и явлений внешнего мира.

3. Измерение – это эмпирический метод познания, означающий определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.

4. Анализ – это метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.

5. Синтез – это метод познания, означающий соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

6. Индукция – это способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

7. Дедукция – это метод познания, который сводится к получению частных выводов на основе знания каких-то общих положений.

8. Теоретическое (рациональное) познание основано на логической реконструкции действительности с помощью абстрактных категорий. Этот метод базируется на:

– системе постулатов;

– аксиомах.

9. Теоретический метод познания был развит в работах Р. Декарта.

10. Абстрагирование – это теоретический метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей.

11. Формализация – теоретический метод познания, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений, и позволяющий оперировать вместо этого некоторым множеством символов.

12. Классификация – это разделение изучаемых предметов на группы по какому-то признаку.

13. Аналогия – подобие или сходство каких-либо признаков и свойств у различных объектов.

14. Моделирование – метод исследования, заключающийся в замене изучаемого объекта аналогом или моделью.

15. Следствием является событие, которое вызвано изучаемым событием.