Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
Практические работы
Внимание! Экзаменационный навык.
Работа 1. Определение группы крови по системе АВ0 (см. также «Основы оценки функций организма человека», С. 23-42).
Ход работы. Методика проводится при комнатной температуре (+18... +25 °С; для исключения холодовой агглютинации) и хорошем освещении. На белую кафельную пластинку стеклографом наносят 2 линии, разделяющие ее на 4 сектора. Каждый сектор подписывают соответствующей номеру группы сыворотки цифрой (I, II, III, IV). В I, II и III секторы капают по 1 капле соответствующей гемагглютинирующей сыворотки. Для повышения надежности результата проводят повторное исследование (желательно с сывороткой другой серии). Таким образом, всего используется 6 капель сыворотки. Нельзя допускать смешивания разных сывороток. Затем стеклянной палочкой переносят порцию крови в сыворотку I группы, вторым чистым концом этой же палочки кровь переносят в сыворотку II группы. Другой стеклянной палочкой переносят кровь в сыворотку III группы. Соотношение сыворотки и крови приблизительно равно 10 : 1. Тотчас после переноса каждой порции крови в сыворотку полученную смесь тщательно перемешивают.
Результат наблюдают не ранее чем через 3 мин, медленно покачивая пластинку. Если произошла реакция агглютинации, то в смеси отчетливо видны красные плавающие зерна на фоне просветленной гомогенной жидкости. Для исключения неспецифической агглютинации можно добавить по 1 капле физиологического раствора и продолжить наблюдение в течение 5 мин. Равномерно окрашенная гомогенная жидкость свидетельствует об отсутствии агглютинации.
Чтение результатов
Отсутствие агглютинации во всех каплях – I группа крови (αβ).
Агглютинация с сыворотками I и III группы – II группа крови (Аβ).
Агглютинация с сывороткой I и II групп – III группа крови (Вα).
Агглютинация с сыворотками I, II, III групп – IV группа крови (АВ).
Для подтверждения результата в последнем случае дополнительно используется сыворотка IV группы, агглютинация с которой должна отсутствовать.
Вывод: …
Внимание! Экзаменационный навык
Работа 2. Определение резус-принадлежности (Rh-фактора) крови экспресс-методом (см. также «Основы оценки функций организма человека», С. 42-51).
Ход работы. На дно первой пробирки (опытной) помещают 2 капли универсального антирезусного реагента-D и 1 каплю исследуемой крови. Во вторую (контрольную) пробирку помещают 2 капли физиологического раствора и 1 каплю крови. Пробирку встряхивают и наклоняют так, чтобы смесь растеклась по стенке тонким слоем. Визуально сравнивают содержимое пробирок в течение 3 мин. На наличие агглютинации указывает появление красных плавающих зерен на фоне просветленной жидкости. Для исключения неспецифической агрегации эритроцитов в обе пробирки приливают по 2-3 мл физиологического раствора, встряхивают и оставляют в покое. Если зерна агглютинации сохраняются и образуют осадок, то кровь является резус-положительной. В случае отсутствия агглютинации (гомогенная, равномерно окрашенная жидкость) исследуемая кровь резус-отрицательна.
Для проверки активности и специфичности антирезусной сыворотки рекомендуется использовать контрольные резус-положительные и резус-отрицательные эритроциты.
Вывод: …
Внимание! Экзаменационный навык
Работа 3. Заключение по общему клиническому анализу крови (см. также «Основы оценки функций организма человека», С. 51-82).
Умение четко оценивать данные анализа крови необходимо для Вашей будущей практической врачебной деятельности, поэтому рекомендуем Вам внимательно изучить алгоритм заключения о состоянии системы крови.
Заключение о состоянии системы крови включает в себя анализ соотношения форменных элементов и плазмы крови (гематокритное число), содержания форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов), общего количества гемоглобина, осмотической резистентности (ОРЭ) и скорости оседания эритроцитов (СОЭ), анализ процентного содержания различных видов лейкоцитов (лейкоцитарная формула).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации