logo search
экзамен анатомия

7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «анатомия домашних животных»

Анатомия сельскохозяйственных животных является фундаментальной базовой дисциплиной. Ее изучат на первом и втором курсе не случайно, без усвоения данной науки невозможно дальнейшее изучение специальных клинических дисциплин как хирургия, терапия, клиническая диагностика, акушерство, паразитология, физиология, патофизиология, патологическая анатомия. Иными словами без анатомии не может быть ветеринарного врача.

Освоить анатомию только по книгам невозможно. Теории необходимо подкреплять практикой. При изучении данной науки необходимо использовать анатомический материал, кости скелета, по возможности путем препарирования, изучить расположение скелетной мускулатуры на туловище и конечностях животных. Изучив мускулатуру, важно определить в какую мышечную группу входит тот или иной мускул, определить и ясно усвоить какую функцию выполняет в организме та или иная группа мышц. Если группы мышц конечностей действуют на определенные суставы, то на туловище располагаются несколько групп мышц. Это мышцы плечевого пояса, мышцы позвоночного столба, мышцы грудных и брюшных стенок и др.

Кожа, кости с их соединением и мышцы в целом составляют оболочку тела животного – (soma). Следует правильно определять границы отдельных областей тела, звеньев конечностей, четко представлять какие суставы имеются в конечности, уметь правильно определить русское и международное название, а также показать на животном и на скелете.

В полостях тела животного располагаются внутренние органы. Они формируют системы органов: пищеварения, дыхания, мочевыделения, половой системы самок и самцов. Изучение внутренних органов по системам производится с использованием мокрых препаратов. Необходимо изучить строение каждого органа и особенности у сельскохозяйственных животных. Внутренние органы лучше изучать на свежем трупном материале в процессе вскрытия, на убойных пунктах в присутствии знающих, квалифицированных ветеринарных специалистов.

При изучении любого органа необходимо обратить внимание на его цвет, консистенцию, если этот орган состоит из долей (легкие, печень) – определить размеры этих долей, их границы, особо следует остановиться на изучении сравнительной анатомии органов по видам животных.

Такие системы как сердечно-сосудистая, нервная и система желез внутренней секреции относят к общим системам для всего организма, при этом нервной системе отводят главную роль, так как под ее контролем находятся все процессы происходящие в организме, обеспечивающие связь организма с внешней средой.

Для лучшего контроля качества усвоения материала необходимо делать схематические зарисовки. Обязательно иметь словарь латинских терминов, где вначале писать русское название, а затем латинское.

При изучении анатомии домашних животных предусматриваются: лекционное изложение курса, работа с анатомическими препаратами, таблицами, учебниками и учебными пособиями, домашние задания, индивидуальные и групповые консультации по курсу.

В процессе изучения дисциплины предусматривается текущий контроль (контрольные работы по разделам). Сроки проведения контроля знаний занесены в календарные планы занятий.

При изучении анатомической терминологии используется живое животное или муляж животного, на котором необходимо найти границы головы, шеи, туловища, хвоста, конечностей и их отделов.

Изучение костей скелета головы, шеи, туловища и хвоста необходимо проводить на свежих или заранее приготовленных сухих препаратах. Для этого используются кости крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и свиней. Различные виды соединения костей изучаются на высушенных и мокрых препаратах. Необходимо знать связки простых и сложных суставов, места их прикрепления. На трупах животных изучается топография мышц, их точки прикрепления на скелете и функции. Используя лекционный материал, учебники и таблицы рассматривается строение кожи. По препаратам и таблицам изучается строение производных кожного покрова: кожных и молочной желез, волос, рогов, копыт, копытец, мякишей.

На костных препаратах (черепе) изучают строение зубов, их месторасположение, зубные формулы. Сердечно-сосудистая система изучается с применением мокрых препаратов сердца сельскохозяйственных животных, высушенных препаратов с заливкой сосудов. При этом используется лекционный материал, учебники, атласы и таблицы. Органы кроветворения и железы внутренней секреции изучаются по мокрым препаратам.

Исследование нервной системы производится по мокрым препаратам головного и спинного мозга. Периферическая нервная система изучается с применением высушенных препаратов, а также по таблицам с использованием учебников и атласов. На препаратах глазного яблока, а также муляже уха изучается строение органов чувств.

Анатомические особенности птиц изучаются с применением сухих и мокрых препаратов, таблиц и учебников.