4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Формирование первых философских и социально-политических учений Беларуси, следует связывать с принятием христианства во времена Киевской Руси ( X в.; Полоцк – 992 г.). Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Византийская патристика оказала сильнейшее влияние на взгляды просвещенных людей того времени, задала им и их последователям своеобразные философско-богословские идеалы и принципы на целые столетия. Следует учесть, что через православную византийскую патристику происходило знакомство и с античной философией как в интерпретации христианских мыслителей, так и в оригинале. Как особая форма общественного сознания, философия в Беларуси изначально развивается по трем направлениям, таким как: 1) особый образ жизни, основанный на христианском аскетизме; 2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия; 3) сама мудрость, знание, наука – форма теоретического осмысления мира.
В истории белорусской философской мысли можно выделить пять периодов: 1) философская мысль Беларуси периода Киевской Руси; 2) философская мысль Беларуси периода Великого княжества Литовского; 3) философская мысль периода Речи Посполитой; 4) философская мысль Беларуси периода Российской империи; 5) философская мысль Беларуси XX века. Тематически становление белорусской философии можно поделить на этапов: 1) зарождение философской мысли Беларуси; 2) философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Реформации; 3) философия и общественно-политическая мысль белорусского Просвещения; 4) философия и общественно-политическая мысль белорусского национального возрождения XIX – нач. XX вв; 5) диалектико-материалистическая философия в период существования БССР; 6) современная философия Беларуси.
Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль воплощала в себе основные черты европейской философии. Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения.
Первый этап развития философии Беларуси связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кириллы Туровского и Климента Смолятича. Ефросинья Полоцкая (светское имя Предслава, ок. 1110-1173) - дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучка Всеслава Брячиславича (Чародея). Первая женщина в Беларуси, признанная святой. Равно почитаема и православной и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-религиозной литературы. Несмотря на отсутствие авторских произведений можно утверждать, что её философия носила этический характер. Самым тяжелым из грехов она полагает гордыню, а образу жизни предписывает смиренномудрие. Ефросинья известна своим подвижничеством и культурно-просветительской деятельностью. Ефросинья переписывала религиозно-нравственные тексты (святое писание, патерики), но также византийские исторические хроники и отечественные летописи естественнонаучные трактаты. Часть переписанных книг легла в основу библиотеки, другая же часть продавалась, а вырученные деньги раздавали нуждающимся. Кроме переписывания книг Ефросиния занималась переводами с греческого и латинского языков на славянский язык. Во многих списках получило признание "Житие Ефросиньи Полоцкой", ставшее вместе с ее делами памятником добродеяния и мудрости.
Кирилл Туровский - старобелорусский писатель, проповедник, церковный деятель. В раннем возрасте стал послушником монастыря в Турове, после этого затворился в "столпе" (монастырской башне), выполняя обеты. Около 1169 принял епископство в Туровской епархии. Философские взгляды мыслителя носят теоцентрический характер, исходят из предпосылки божественного творения мира. В основе познания мира лежит аллегория (иносказание). С ее помощью он устанавливает соответствие между божественной и человеческой истинами. Ни разум, ни вера не в состоянии сами по себе познать истину Священного Писания. Божественные слова имеют тайный смысл и их трудно понять, но разум как инструмент не самостоятелен и нуждается в строгом контроле и руководстве со стороны Богооткровенной истины. Таким образом, Кирилла Туровский, объединив веру и разум, отдаёт приоритет вере, которая должна направлять человека в поисках истины. В учении о человеке мыслитель – сторонник христианского антропоцентризма. Он полагает человека венцом творения. Сущность человека противоречива и состоит в единстве души и тела. Кирилла Туровский утверждает значение личностного начала в человеке, оно реализуется в духовной, молитвенной устремленности к Богу. Молитва раскрывает смысл жизни человека и приводит к необходимости преодоления личностного зла.
Митрополит Климент (Клим) Смолятич (год рождения неизвестен — умер после 1164) — Митрополит Киевский и всея Руси (1147—1155), церковный писатель, первый русский богослов[2]. Климент Смолятич был высокообразованным человеком своего времени. В летописи упоминается как такой «книжник и философ, каких в Русской земле ещё не бывало». Второй митрополит русского происхождения. Учение Климента Смолятича о бытии основывается на христианском креационизме и провиденциализме. Бог не только создал этот совершенным мир, утверждает автор, но и управляет им. В познании мыслитель выделяет уровни, высший из которых – разум позволяет душе обрести свое земное бытие и устремится к познанию мудрости Бога. Мировоззрение Климента Смолятича носит религиозно-этический характер. Он утверждает, что человек может выполнить своё земное назначение, если будет следовать нравственным заповедям христианства.
- Предисловие
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- 1.2. Понятие мировоззрения, его структура и функции
- 1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
- 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии
- 1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
- 1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
- Тема 2. Исторические типы классической философии (ч.1)
- 2.1 Философия Древнего Востока.
- 2.2. Античная философия.
- 2.3. Философия Средневековья и Возрождения.
- 2.1. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
- 2.2. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- 2.3. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
- 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
- 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
- 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.); лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
- 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
- 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.); неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
- 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения.
- 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
- 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения.
- 4.6 Русская философская мысль рубежа XIX–XX веков
- Раздел II. Философия бытия
- Тема 5. Метафизика и онтология
- 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса в историческом развитии философии.
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии.
- 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 5.4. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 5.5. Диалектика как философская теория развития.
- Тема 6. Философия природы
- 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа.
- 6.2.Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
- 6.3. Природа как среда обитания
- 6.4.Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
- 7.3. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
- 7.4. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
- 7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
- 7.6. Социокультурные модусы человеческого бытия (деятельность, практика, социализация и др.)
- Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражения) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания.
- 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
- 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- 9.1. Специфика познавательного отношения к миру. Теория познания, ее предмет и основные проблемы
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
- 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
- 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
- 9.5. Структура познавательного процесса
- 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- 10.1. Понятие и роль науки в обществе
- 10.2. Наука как система знаний, как деятельность и социальный институт
- 10.3. Специфика научного познания
- 10.4. Структура и формы научного познания
- 10.5. Понятие метода и методологии научного познания Основные методы познавательной деятельности
- 10. 6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
- 10.7. Особенности классической, неклассической, постнеклассической науки в ее историческом становлении.
- 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
- 10.9. Роль науки в развитии техники, этика и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- 11.1 Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества: натуралистический, культуроцентристский, психологический; социологизм, историцизм и др.
- 11.2. Понятие общества как системы, его основные подсистемы и компоненты.
- 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
- Тема 12. Основные проблемы политической философии
- 12.1. Феномен власти и политики
- 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней.
- 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- 12.4. Политические технологии в современном обществе
- 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
- 13.1. Общество как исторический процесс; антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы
- 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
- 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
- 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
- Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
- 1.14. Понятие техники и технологии
- 14.2. Происхождение техники
- 14.3. Природа технического знания
- 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
- 14.5.Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества.
- 14.6.Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники.
- Тема 15. Философия культуры
- 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции.
- 15.2. Основные подходы к анализу культуры.
- 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса.
- 15.4. Духовная жизнь общества.
- 15.5. Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества.
- Литература
- Философия: курс лекций для студентов
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.