logo search
1вопр

30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.

Культура - исторически определенный уровень (материального, духовного) развития общества.

Цивилизация - почти синоним культуры. Поэтому, цивилизация включает в себя культуру, но не наоборот.

С древних времен различают Восточную и Западную цивилизации, хотя единое мнение о том, альтернативы ли они друг другу, или нет, отсутствует. Восточная цивилизация ушла в направление принципа "власти - собственности", т. е. такой порядок, при котором власть рождала собственность. Направленность на духовное развитие очень высока, наука имеет вид прикладно-практической.

В духовной сфере - религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно- волевая установка на созерцательность и безмятежность. Отрицание индивидуалистского начала и ориентация на коллективность, установка на адаптацию индивида к среде, а не изменению среды.

Западная цивилизация, ушла в направление гарантирования прав личности и частной собственности (со всеми плюсами и минусами). Характерно безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, которое приводит к ускоряющимся прогрессивным изменениям техники и технологической базы общ и связанных с этим наук, непрерывное изменение и обновление той искусственно созданной человеком среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастанием динамикиобщ отношений, их быстрое изменение и трансформация. Единое мнение о месте России в этой схеме отсутствует. Россия самобытна, формирование гос-ва осуществлялось с использ-м религии, но не на ее основе. Уже в древности сформировались основы этических взглядов: культ правды, терпеливость добро и пр., высшая ценность - само государство.

Другой особенностью - являлось вмешательство гос-ва во все сферы жизни подданных.

Диалог культур: Япония, восприняв положительные традиции запада, осталась восточной по своему менталитету и способу усвоения человеческих ценностей. Скорее всего останется европеизированная восточная цивилизация, а не овосточенная западная.

Проблеме единства и многообразия исторического процесса посвящено не так уж много работ, главные из них были опубликованы в 90-х годах ХХ века. В основном, проблема единства и многообразия исторического процесса отражена в истрико-философской работе И.А.Гобозова и в статьях М.А.Барга и Б.Капустина.

История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполненная массой уникальных событий жизнь человеческая. О. Шпенглер и А. Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. А. Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства.

Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития.

Сегодня мы являемся свидетелями и порой непосредственными  участниками такого явления как глобализация. Глобализация влияет на все области развития общества, затрагивает все стороны жизни. Государства мира сталкиваются  в различной степени с данным явлением и поэтому особо важным является глубокое и адекватное осмысление основных аспектов этого процесса.

Современная глобализация представляет собой противоречивый процесс: если для одних социальных групп она несет огромные выгоды, то другим – новые беды.

Вероятно одним из фундаментов для безболезненной глобализации, без затрагивания основ национальных государств может стать поиск синтеза «чужой» и национальной культур. Экономика и политика достаточно прагматичные вещи и взаимопонимания найти хоть и с трудом, но можно, чего не скажешь о культуре, религии, языке, ассимиляция которых достаточно сложный и порой невозможный процесс, сопутствует ему и войны, религиозные столкновения и т.д.