Сходство и различие человека и животного
Для рассмотрения проблемы антропогенеза необходимо уточнить, каково место человека в структуре живого. Отсюда вытекают основные сходства и отличия человека от животных. Они состоят в следующем. Сходство человека с животными определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животное, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя сейчас не нужны ему (например, аппендикс, копчик и др.). Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двухсторонней симметрии в строении тела определяет принадлежность человека к типу хордовых. Развитие позвоночного столба, сердце на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей — к типу позвоночных. Теплокровность, развитие молочных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу плацентарных. Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда приматов. Итак, с биологической точки зрения, человек — один из
видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду высших (табл. 16.1). Однако и отличия от животных фундаментальны. К ним прежде всего относится разум. Самые высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. У животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов, но только у человека есть вторая сигнальная система — общение с помощью слов. В естествознании предполагается, что речь произошла из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум. Способность к труду — еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека. Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры, — использование огня и захоронение трупов. Таким образом, главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд — стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
- Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
- Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
- Античная наука с VI — IV вв. До н.Э. До XVI в.
- 2. Становление классического естествознания XVI—XVIII вв., переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Связано с именами н. Коперника, г. Галилея, и. Кеплера, р. Декарта, и. Ньютона.
- Научные революции
- 3) «Потрясение основ» — третья научная революция — случилось на рубеже XIX—XX вв.
- Глобальный эволюционизм
- Элементарные частицы
- Солнечная система
- 8 Больших планет расположены следующим образом (отсчет от Солнца): Меркурий;
- Пространство и время : понятия и основные свойства
- Общая теория относительности
- Учение Вернадского о ноосфере
- Современные научные представления о макромире
- Мегамир
- Структура Вселенной
- Фундаментальные взаимодействия
- Экология
- Экологические проблемы
- Учение Вернадского о биосфере
- Снергетика - теория самоорганизации систем.
- Сходство и различие человека и животного
- Концепция возникновения жизни на земле
- Клетка как структурная единица живых организмов
- Общая теория систем.