logo search
1вопр

23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.

Тема так называемого антропологического кризиса стала в философии ХХ века темой фундаментальной. Возникновение философской антропологии обязано М. Шелеру, Х. Плеснеру. Человек поставлен в качестве самостоятельного предмета философского анализа.

Уже Сократ тесно увязал вопрос об объективности истины с антропологической проблемой, а также с проблемами этики. Далеко не случайно, что в философии Нового времени - времени начала складывания современной научной картины мира - картезианский переворот в философии и науке нашёл решение проблемы человека как проблемы онтологической в самоочевидности и несомненности когитальной субъективности. Именно Кант поставил во главу угла великий вопрос - “Что есть человек?” Этим он по сути возвестил начало конца классического мира и классической философии, что было обусловлено не только внутрифилософскими интенциями, Кант верно уловил то, что в своём историческом движении человечество вступает в эпоху дегуманизации. Х1Х век - век дегуманизации философии.

Если взглянуть на то, как философия современности оценивает саму современность, то можно заметить преобладание пафоса тревоги, негативизма, растерянности или воинствующего нигилизма. Антропологический кризис, кризис легитимностей, ситуация Освенцима, исчерпанность энергий, восстание масс, кризис самоидентичности, технизация мышления, экзистенциальный вакуум - вот лишь те немногие характеристики, данные современному европейскому человечеству.

Агрессия - проявление антропологического кризиса. События последнего времени - погромы на рынках, массовые беспорядки - позволяют говорить о серьезном социальном явлении и требуют его серьезного объяснения. Ибо во всей череде кризисов оказался незамеченным главный кризис - антропологический, связанный со злокачественной мутацией самого человеческого типа. Причиной этого кризиса послужил "модернизационный шок", порожденный процессом распада традиционной патриархальной культуры, освободившим деструктивные и антисоциальные импульсы.

Человек как родовое существо не рождается биологически, а формируется в процессе культурогенеза.

Для объяснения всплеска агрессивности молодежи наиболее подходит концепция природы человеческой агрессии, предложенная Фроммом. Исследователь не связывает проявления человеческой агрессивности только с раскрепощением "инстинктов", полагая, что объяснение их истоков "следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого".

В подобных условиях социальное недовольство молодых, вызванное феноменами наследственной бедности, бесперспективности, отсутствием равных стартовых условий и др., принимает форму войны против общества и опирается на "альтернативные ценности".

Кризисные явления в происходящем заключаются, прежде всего, в том, что с человеком начали совершаться какие-то резкие изменения. Человек перестал быть прежним, казалось бы, вполне знакомым предметом, неизменным в своей основе – и вместо этого стал предметом каких-то активных перемен, интенсивной антропологической динамики.

При более пристальном рассмотрении горизонта антропологического кризиса можно придти к выводу, что глубинный, порождающий его план – это, в первую очередь, сам человек! – как он представлен себе в своем собственном сознании, а вовсе не обстоятельства его жизни. Иными словами - в самом существе кризисной эпохи ведущей стороной оказывается именно кризис европейской модели человека. Эта модель сегодня расщепилась на множество самых разных, но уже фантомальных моделей. Так появился фрейдистский человек, скиннеровский – крысо-подобный человек, репертуарно-ролевой человек, человек потребляющий, человек играющий, и несть числа таким человекам.

Человеческий потенциал движущая сила общественного прогресса.