I. Пояснительная записка
В филиале РГГУ г. Электросталь данный учебный курс используется для специальности Документоведение и ДОУ на очной (5 лет), заочной (5 лет) и заочной (4 года) формах обучения.
Данный курс относится к числу общих математических и естественнонаучных дисциплин.
Предмет курса естественные науки и созданная ими картина мира.
Цель - сделать доступным для гуманитария понимание проблем и результатов исследований в области естественных наук. Естественные науки стоят в центре культуры и картины мира Нового и Новейшего времени, тесно связаны с научно-технической революцией XX в. и вытекающих из нее современных проблем.
В задачу курса входит:
• ознакомить с ситуацией в сфере естественнонаучного знания;
• дать представление об основных понятиях, методах, концепциях, механизмах развития естественных наук в контексте ее истории;
• сформировать у студентов целостное представление о развитии науки как историко-культурного явления, связанного с другими явлениями культуры.
Данный курс содержит философско-методологическую, историческую и естественнонаучную компоненты и нацелен на достижение высокой цели -самостоятельной целостно организованной ориентации в естественной науке. Секрет курса разведение двух типов знания: понимания оснований науки и
профессионального овладения наукой.
Овладение наукой состоит в приобретении умения решать разнообразные задачи, через которые, наряду с теоретическими курсами (и те и другие используют серьезный математический аппарат), осваиваются и основные понятия данной науки. Понимание связано с рефлексией оснований и границ естественных наук, требует выхода из предмета и использование определенных философских и методологических средств. Основные понятия даются в контексте истории их возникновения. Это отличает его от соответствующих предметных курсов в школе и естественно научных ВУЗах, целью которых является профессиональное овладение той или иной наукой.
В результате изучения курса студент должен знать:
- соотношение наук о живом и с другими естественнонаучными дисциплинами, положение в системе современного естествознания;
- проблемное, методологическое и методическое содержание «трех образов» биологии: натуралистической, физико-химической и эволюционной.
Понимать: - путем раскрытия содержания главных концепций и парадигм, анализа фактологического материала все возрастающую роль знаний о живой природе в жизни общества, в выработке адекватного эпохе мировоззрения.
Кроме того, студент должен:
• уметь самостоятельно ориентироваться в лабиринте наук;
• грамотно оценивать события истории науки;
• системно подходить в оценке развития любой научной дисциплины;
• уметь провести рациональную реконструкцию отдельных фактов и явлений истории науки;
• грамотно прокомментировать основное содержание конкретных важнейших научных теорий и основополагающих научно-концептуальных моделей;
• проследить истоки возникновения научного знания, важнейших направлений отраслей науки;
• провести квалифицированную оценку соотношения рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условиях;
Курс содержит:
1)историю возникновения основных понятий каждого из рассмотренных разделов науки ( физики, химии, биологии, физиологии и др.);
2)сборку этих понятий с помощью структурно-функциональной схемы раздела науки;
3)философскую рамку обсуждений оснований наук, дающую основной спектр современных позиций.
Основной литературой по курсу является книга под редакцией С.И. Самыгина. Ростов н/Д: «Феникс» 2000.-576 с.
Лекции и семинары, предполагающие активную работу с аудиторией, во-первых, организуют понимание всего курса, а во вторых призваны развить навыки самостоятельной работы со сложным материалом. Предполагается написание контрольной работы на выбранную научную тему.
В отличие от лекций, на семинарах главным действующим лицом является студент. Семинар это, во-первых, место, где студент может и должен задать все вопросы, которые у него возникли по этой теме, а преподаватель выясняет степень усвоения материала путем опроса студентов и, исходя из конкретной ситуации, дает необходимые дополнительные разъяснения. Во-вторых, здесь происходит обсуждение наиболее интересных студенческих докладов. Для этого в ходе подготовки к семинару студент должен повторить материал соответствующей лекции, прочитать предлагаемые по теме источники и литературу, продумать свои варианты ответов на предлагаемые к теме и семинару вопросы, сформулировать (в письменном виде) свои вопросы к преподавателю.
По результатам активной работы на семинарах (по 10-бальной шкале), реферата по выбранной теме (по 10-бальной шкале), ответов на текущие проверочные опросы по указанным в конце программы вопросам (по 5 бальной шкале) осуществляется допуск к зачету. Активность студента на лекциях и семинарах (спрашивать все, что непонятно!) залог усвоения материала и сдачи зачета.
Реферат пишется по выбранной студентом проблеме, ориентируясь на приводимый список литературы. В связи с этим, дополнительная литература приведена с большим запасом в расчете на широкий спектр интересов аудитории (каждый может выбрать своё). Реферат должен, используя полученный на лекциях аппарат, содержать анализ материала и собственное отношение студента.
Нельзя использовать в качестве основной литературы учебные пособия и учебники (в том числе по "Концепциям современного естествознания"), справочную литературу и энциклопедии. Использование их в качестве дополнительной литературы не возбраняется. Работа должна начинаться с постановки главного вопроса и выбора основной литературы. Затем в ходе прочтения литературы составляется план работы. После этого можно приступать к написанию самой работы. Нормальный объем реферата 12-15 стр.
- Федеральное агентство по образованию
- I. Пояснительная записка
- II. Содержание программы
- Тема 1. Научный метод. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания.
- Тема 2. История естествознания. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Научные революции.
- Тема 3. Элементы современной физики. Термодинамика. Квантовая механика.
- Тема 4. Синергетика.
- Тема 5. Основные понятия химии.
- Тема 6. Структура биологических наук. Эволюция жизни.
- Тема 7. Физиология. Биоэтика. Здоровье.
- Тема 8. Неразрывность единства естественных и гуманитарных типов наук.
- III. Тематический план
- Список источников и литературы
- Вопросы по курсу к зачету
- Список тем рефератов