22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
Этими вопросами занимается аксиология – фил. дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, стр-ры и иерархии ценностного мира, сп-бы его познания, природу и специфику ценностных суждений.
Чел-ка интересует не просто истина, кот. предст-ла бы объект таким, каким он явл., а значение объекта для чел., для удовлетворения его потребностей. Чел. дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Естественно, различными людьми дается различная оценка одному факту.
Ценностью явл. для чел. все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценностное отношение чел. к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Ценностное отношение личности к себе и миру реал-ся в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, определении идеалов.
Представления о цен-тях чел. жизни изменялись с течение времени. В аксиологии выделяют предклассический (1860-80-е гг), классический (1890-1920 гг), постклассический (с 1930-х), представители каждого обогатили учение о ценностях чел. жизни. В предкласич. пер. появляются первые суждения о ценн-ти: Р. Г. Лотце: «главным органом» ценностного мировосприятия явл. «откровение», определяющее ощущение ценностей и взаимоотношения последних. Без чувств субъекта ценности не существуют, т. к. обладают общезначимостью, т.к. м.б. эстетические, моральные, религиозные ценности, уже сложившиеся ранее, существующие вне субъекта.
Классич пер-д. Изучение ценностей чел. жизни осущ-ся в следующих направлениях: 1) формирование общих з-нов ценностных отношений (Шелер–аксиологич. ценности: должны существовать только положительные ценности, а отрицательные не должны; все должное имеет право на бытие, но не имеет права на небытие и наоборот; одна и та же ценность не м.б. и позитивной и негативной).
2) определение иерархии ценностей–какие ценности «выше, главнее» (фон Гартман: удовольствие-целесообразность-красота-нравственность-религиозность; Шелер–акт определения ранга ценности наз. «предпочтением» и зависит от блага как носителя ценности и самой ценности. Ценности различаются по а) их сущностным носителям. Это блага, личности, акты познания, любви, ненависти, воли, ответные реакции и др.; б) ценностным модальностям: ряды «приятное-неприятное», «благородное-низкое»(цен-ти витальных чувств), «прекрасное-безобразное» (дух. цен-ти), «святое-несвятое» (высш. цен-ти).
3) определение отношения м-ду оценивающим субъектом и объектом оценки. Выделяют мнения, что цен-ти локализуются в а) объекте; б) субъекте; в) и в том, и в др.; г) за пределами и того, и др.
4) определение отношения м-ду ценностями и познанием. М. Вебер: концепция «ценностной идеи», которая определяет установки ученого и его картину мира. Ценностные установки ученого не являются субъективными, произвольными – они связаны с духом его времени и культуры. «Интерсубъективный» дух культуры определяет и аксиологические установки того научного сообщества, которое оценивает результаты его изысканий.
Выбор – самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий. По Аристотелю св-ва выбора след.: 1) он сознателен; 2) отличим от желания; 3) направлен на то, что зависит от чел. 3) противоположен влечению 4) в-р осущ-ся отностиельно того, что известно чел.
Моральный смысл имеет лишь выбор высшей цели (кант, Гегель, Сартр). Способность к выбору – наиб. общая хар-ка чел-ка как свободного существа, осуществляя в-р чел утверждает себя как чел. (Гегель).
В ситуациях конфликта чел. видит свою з-чу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Часто чел-ку трудно сделать в-р, поскольку нужно выбирать не м-ду добром и злом, а между меньшим и большим добром (или злом) или м-ду двумя одинаково высокими ценностями.
Смысл жизни. См. – это значимость, он предлагает поиск ответа на вопрос «для чего?». Совокупность жизненных смыслов личности сост-ет его мировоззрение. Процесс поиска см. ж. тесно связан со способностью чел-ка оценивать окружающую действительность. Вопрос о см. ж.–вопрос о предназначении чел-ка. По Камю есть только один фундаментальный вопрос. Фил-я–это ? о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, т.е. сущ. сомнение о существования такого см. Отсюда проблема «сущ. ли логик, приемлемая до самой смерти?» Выделяются три подхода для решения данной проблемы:
- смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинном основании–религиозное толкование ж. Бог сотворил чел. по своему образу и подобию и чел. д. проявить это в своей ж. Ж. делает осмысленной соучастие в Богогчеловеческой жизни;
- смысл жизни за пределами жизни не существует–человек способен переустраивать мир на началах добра и справедливости. движение к светлому будущему есть прогресс. Прогресс таким образом предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни;
- Смысл жизни созидается самим субъектом– жизнь не имеет смысла, проистекающая из прошлого и будущего. В жизни нет определенного смысла. Только мы сами способами нашего бытия придаем ей смысл и тем самым созидаем свою человеческую сущность.
Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежное естество, конец существования живого существа.
С точки зрения диалектического материализма смерть – необходимый и существенный момент жизни. В христианской религии вера в загробную жизнь в определенной мере освобождает человека от страха смерти, замещая его страхом перед карой за совершенные при жизни грехи.
Встает проблема бессмертия. Если человек станет бессмертным, то прекратиться возобновление поколений, человечество прекратит свое существование.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.