Физиология клетки. Клеточные мембраны
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Внутренняя среда организма. Постоянство внутренней среды, как необходимое условие жизнедеятельности. Константы, их виды. Гисто-гематические барьеры, их характеристика и значение.
2. Приспособление организма к среде обитания, как важнейшее условие жизнедеятельности. Срочная и долговременная адаптация.
3. Функции клеток, их физиологическая характеристика. Основные свойства клеток: раздражимость, возбудимость, проводимость, сократимость, их характеристика.
4. Строение биомембран, их свойства и функции. Мембранные белки, их виды и роль. Рецепторная функция клеточных мембран. Мембранные рецепторы, их свойства. Ионотропные рецепторы. Метаботропные рецепторы, их разновидности. Участие в реализации эффектов. Вторичные посредники.
5. Трансмембранный обмен, его виды. Простая и облегченная диффузия. Унипорт, симпорт, антипорт. Белки-переносчики. Сопряженный транспорт. Активный транспорт, его виды и особенности.
6. Ионные каналы, их строение, свойства и роль. Классификация ионных каналов. Потенциалзависимые каналы, их основные элементы и роль. Рецепторзависимые ионные каналы, их виды и свойства. Лигандзависимые ионные каналы, их роль. Натриевые, калиевые, кальцийзависимые и анионные каналы, их строение и роль. Ионообменники. Ионные насосы.
Для того, чтобы Вы смогли ответить на все экзаменационные вопросы, вам необходимо изучить перечисленные ниже учебные материалы.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 1 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М. : Медицина, 2001. – С. 27-34.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 27-30.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 15-35, 60-67.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М. : Высш. шк., 1987. С. 210.
Киселев В.И. Физиология клетки. От сигнала до ответа: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 6-190.
Киселев В.И. Физиология клеточных мембран: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 4-63, 84-188.
Киселев В.И. Основы физиологии возбудимых тканей. Физиология крови: учебное пособие. – Барнаул: Концепт, 2007. – С. 6-8, 23-53, 83-92.
Киселев В.И. Основы физиологии человека: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – С. 32-35.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2007. – С. 19-28.
Киселев В.И., Глазунова Г.А., Волощенко А.А. Функциональная цитология: учебное пособие. – Барнаул: РА «Параграф», 2007. – С. 136-161.
Конспект лекции “Основные механизмы деятельности клеток. Физиология деятельности клеточных мембран. Рецепторы и каналы мембраны. Трансмембранный транспорт”.
Пакет заданий:
1. Дайте определение внутренней среды организма.
2. Что Вы понимаете под постоянством внутренней среды организма?
3. Перечислите основные физиологические константы организма.
4. Назовите виды гисто-гематических барьеров. Дайте им характеристику. В чем их физиологическое значение?
5. Дайте определение адаптации.
6. В чем физиологический смысл адаптации?
7. Охарактеризуйте срочную адаптацию.
8. Назовите отличия, характерные для долговременной адаптации.
9. Перечислите функции клетки.
10. Назовите основные свойства клетки.
11. В чем отличие возбудимости клетки от раздражимости?
12. Клеточные мембраны, их виды (цитоплазматическая, аппарата Гольджи, митохондрий, саркоплазматического ретикулума, лизосом, ядерная оболочка и др.), их роль.
13. Химический состав цитоплазматической мембраны. Липиды, белки и углеводы клеточных мембран, их виды и роль.
14. Мембранные белки (интегральные, периферические, транспортные), их роль.
15. Свойства мембран (самосборка, замыкание, асимметрия, полупроницаемость, жидкостность: латеральная подвижность, вращение, изгибание, вертикальные перемещения – «флип-флоп»).
16. Функции мембран (отграничивающая, рецепторная, трансмембранный транспорт, взаимосвязь между органоидами и клеткамиецепторная, трансмембранный транспорт, взаимосвязь с другими ая оболочка и др.).
17. Домены (белки, многократно пересекающие клеточную мембрану, субъединицы протеина), их части (трансмембранная – α-спираль белка, «антенна», улавливающая сигнал и ассоциированная с G-белком) и их функции.
18. Рецепторы, их классификация: по локализации (мембранные, ядерные), механизму развития процессов (ионо- и метаботропные), по скорости приема сигнала (быстрые, медленные), по роду воспринимающих веществ (Н-, М–холинорецепторы, α1-, α2-, β1-, β2-адренорецепторы, гистаминовые, глютаминовые, глициновые, ГАМК–рецепторы и др.).
19. Ионотропные рецепторы с центрами связывания для сигнальной молекулы – сенсорами различной природы (потенциалзависимые, рецепторзависимые: лиганд- и механозависимые).
20. Метаботропные рецепторы и их разновидности (связанные с ионными каналами и реализацией эффекта через вторичные посредники и не связанные с мембранными каналами).
21. Трансмембранный обмен, его виды (унипорт, симпорт, антипорт).
22. Механизмы пассивного транспорта. Простая и облегченная диффузия, их отличия.
23. Активный транспорт, его виды (первично-активный, вторично-активный), их отличия.
24. Ионные каналы, их строение. Субъединицы, их роль.
25. Специфичность ионных каналов, селективность ионного канала и его сенсор.
26. Управляемые (-зависимые) и неуправляемые (-независимые) ионные каналы.
27. Классификация ионных каналов в зависимости от их сенсоров: потенциалзависимые, рецепторзависимые, лигандзависимые, механозависимые.
28. Быстрые и медленные ионные каналы.
29. Основные элементы потенциалзависимых каналов (поры, устья, селективный фильтр, активационные и инактивационные ворота, сенсор напряжения).
30. Натриевые потенциалзависимые ионные каналы, их строение и роль.
31. Калиевые ионные каналы: (условно потенциалзависимые, потенциалзависимые с быстрым током ионов, потенциалзависимые с медленным током ионов), особенности их работы.
32. Работа калий-натриевого насоса. Время и механизм его активации.
33. Кальцийзависимые каналы, их виды (плазмолеммы клеток скелетных и сердечных мышц; саркоплазматического ретикулума).
34. Анионные каналы (хлора и др.), их особенности.
35. Ионные насосы (помпы) или АТФ-азы: K+-Na+-евая, Ca2+-евая (плазмолеммы и СПР), H+ (аш)–K+-обменник.
36. Рецепторзависимые ионные каналы: лигандзависимые, механозависимые ионные каналы.
37. Вторичные посредники, их характеристика.
38. Механизмы и особенности транспорта через клеточные мембраны глюкозы, аминокислот, ионов и других веществ.
39. Особенности транспорта в клетку крупных молекул биополимеров.
Теперь у нас нет к Вам никаких претензий. Однако прежде чем Вы закроете методичку, наберитесь терпения и постарайтесь еще раз ответить на экзаменационные вопросы по теме. Ждем от Вас такого же блестящего ответа на экзамене.
Примечание: Для более наглядного представления материала по теме «Физиология клеточных мембран» в ходе практического занятия Вашему вниманию будет представлен слайд-фильм и динамические слайды, раскрывающие тонкие механизмы функционирования мембраны клетки.
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации