37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен; специальная философская дисциплина, предметом которой является наука.
Как особое философское направление сложилась ко 2-й пол. 19 в., и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных, или эпистемологических, измерений науки, ф. науки выступает как совокупность ф-их течений и школ, образующих особое философское направление (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, критический рационализм).
В качестве особого направления ф. науки формируется в трудах У. Уэвелла* Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Гершеля.
На первом этапе развития ф. науки в фокусе ее внимания оказалась гл. о. проблематика, связанная с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания. Содержание второго этапа эволюции философии науки (1900—20) определялось в основном осмыслением революционных процессов, происходивших в основаниях науки на рубеже 19—20 вв.. Следующий период (1920—40) можно обозначить как аналитический. Он определялся программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом
Постпозитивистский этап в развитии ф. науки связан с дискуссиями между представителями «исторической школы» и «критического рационализма». Главные темы стали возможность реконструкции исторической динамики знания и неустранимость социокультурных детерминант познания
Сложилось несколько типичных представлений о природе и функциях ф. науки:
Ф. науки является формулировкой общенаучной картины мира, которая совместима с важнейшими н-ми теориями и основана на них.
Ф. науки есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики
Ф. науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм).
Наиболее распространено убеждение, «что ф. науки есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и ненаукой, т. е. определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, каковы основные условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, каковы механизмы развития научного знания.
Проблематика ф. науки существенно изменялась. В нач. века в фокусе внимания ф. науки находились, во-первых, идея единства н. знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира. С 1920-хгг. проблема демаркации — разделения н. и метафизики, математики и естествознания, проблема эмпирического обоснования науки, возможность построения всей науки на чисто эмпирическом знании, проблема обоснования н. в изучение процедур верификации. дедуктивно-логического объяснения, подтверждения, фальсификации.
В 1960-х гг. возрождается интерес к метафизическим (философским) .измерениям науки. От проблем структуры научного знания к проблемам ёго роста. Формулируются критерии научности , методологические нормы н. исследования, критерии выбора и приемлемости теорий. Возникает устойчивая тенденция историзации философии науки.
На рубеже 1970—80-хгг. Во-первых, проблемы эпистемологического основания выдвигаемых моделей, дискуссии о реализме и инструментализме. Тенденции переоценкой роли н. в современной жизни привели к кризисным явлениям в рамках ф. науки к отрицанию ее философского и общекультурного значения.
Проблема ф. науки в 20 в., – рост истинного научного знания.
Вненаучное познание = паранаука – характеризуется отличными от научных чертами (нет системности, существуют спец. методы).
Виды паранаучных знаний: – лженаука, – квазинаука, – антинаука, – псевдонаука, – народная наука: в форме верований, наказов преданий. – девиантная наука (девиантность - отклонение) отклонение от образцов, методов официально существующей науки.
Специфическое проявление паранауки – акультизм, мистика, пиософия и др.
Специфика науч. познания:
н. имеет свой определенный предмет;
н. имеет определенные программы;
в н. всегда формулируется цель;
н.-ой деятельностью занимаются специально подготовленные люди;
н. пользуется специальными средствами;
н. всегда вырабатывает свои специфические черты;
н. всегда движется направленно от знания к незнанию и от незнания к новому знанию;
н. преследует цель внедрения н. знания в производство;
н. знание отличается систематичностью;
н. имеет организационные формы, которые изменяются;
имеет философское основание;
вырабатывает картину мира.
Специфика научных знаний:
выявление не внешних, а сущностных характеристик (знание законов, правил);
формирование логически непротиворечивой системы знаний о картине мира;
создание прогноститечского знания, прогнозирование состояние объектов изучения;
создание средств познавательной деятельности, создание новых методов, оборудования и т.д.;
четкость, доказательность, объективность, предметность;
воспроизводимость и проверяемость;
рациональность.
- Проблемы бытия человеческой субъективности в неклассической философии.
Для классической философии, особенно филос Гегеля, была характерна несколько абстрактная трактовка ч-ка. Философия ХХ в. провозгласила возврат к конкретному индивиду, к миру его чувств и переживаний, высказала острую обеспокоенность за судьбу ч-ка в мире. Этой точки зрения придерживаются представители экзистенциализма (“философии существования”), а также родственных течений -персонализма и философской антропологии. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от латинского существование), или философия существования, – философское направление, возникшие накануне 1-ой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мир. войны в Германии (Хайдеггер, Яаырс, Бубер) в период 2-й мир. во Франции (Сартр, Марсель Мерло-Понти, Камю, С. Де Бовуар). В 1940–50 другие европейские страны В 1960-х также и в США. Центральная проблема - отчуждение ч-ка от об-ва. Мир абсурден, враждебен, человек сознательно делает свой выбор и поэтому свободен. Для экзистенциализма главное в ч-ке - это его социальная сущность. Суть существования выражается экзистенцией. Экзистенция - способ существования ч-ка, посредством которого он обретает неповторимую индивидуальность, истинную свободу, уникальность, проявляемые в особых эмоциональных переживаниях.
Под феноменом в философии обычно понимаются явления, постигаемые в чувственном опыте. Гуссерль понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Гуссерль задаётся вопросом каким образом удаётся человеку постичь суть вещей. Внешний мир дан человеку в потоке феноменов.
Недостаток - узкое понимание проблемы практики, которое сводится к сопоставлению феноменов в сознании.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.