34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
Ценности белорусов не являются результатом узконационального развития. Дело в том, что многие ценностные системы пересекаются, совпадая между собой какими-то сегментами, скажем, национальные и конфессиональные, национальные и экономические, национальные и цивилизационные. Это является одним из условий налаживания диалога и даже полилога культур. Через православие Беларусь воспринимала лучшие достижения русской и византийской культур, а через католицизм осваивала опыт, накопленный польской и западноевропейской культурами. Далеко не случайно появление сходных космических мотивов в творчестве белорусских и русских мыслителей.( Я.Купала)
Специфика белорусской истории такова, что здесь веками бок о бок жили наряду с коренным населением русские, поляки, украинцы, литовцы, евреи. Особенно характерно это для приграничных районов. Межэтнические контакты, таким образом, были важнейшим каналом культурного и межцивилизационного взаимодействия. Следует сказать, что процесс освоения культурно-цивилизационных моделей соседних народов не обходился для нас без определенных потерь, связанных с утратой отдельных элементов собственной национальной культуры. Так, после заключения Люблинской унии (1569) часть белорусской шляхты перешла на польский язык и приняла католический обряд.
Существенным фактором формирования системы жизненных смыслов белорусов явилась их уникальная природно-географическая среда. Компактное проживание в бассейнах Днепра, Западной Двины, Немана, Буга и Припяти стало естественным условием консолидации народа. Открытость пространств по всем направлениям создавала возможность для интенсивного взаимодействия с соседними народами.
Специфические природные факторы весьма способствовали формированию таких типологических черт белорусского народа, как способность к упорному труду, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, терпимость, благоговейное отношение к природе и святость семейных отношений.
Вместе с тем отсутствие естественных преград на границах Беларуси облегчало вторжение в ее земли извне. Не случайно Беларусь изведала множество войн, унесших лучших ее сыновей и дочерей и серьезно подорвавших генофонд. Может быть, этим объясняются знаменитая толерантность белорусов, их осторожность и нежелание принимать радикальные решения.
С помощью традиций осуществляется трансляция ценностей, обеспечивается связь различных поколений. Разрыв традиций чреват большими общественными потрясениями. Драматические события октября 1917 года в России и последовавшая затем гражданская война — результат неожиданно резкого поворота истории, когда новая власть отказалась от многовекового опыта развития общества и нарушила привычный уклад жизни.
Совокупность актуальных ценностей, воплощенных в системе материального производства, организации власти, способах обучения и воспитания, нравственных нормах и т. п., образует духовно-смысловой каркас определенной цивилизации. Актуальные ценности являются показателем уровня развития общества.
Сохранение оправдавших себя традиций означает, что в обществе имеются общезначимые смыслы и признанные ориентиры. Это служит основой его духовного единства. Такие смыслы и неразрывно связанные с ними ценности образуют фундаментальные основания культуры. Важнейшие функции традиций состоят, во-первых, в проявлении смысла и социальной значимости феноменов культуры и, во-вторых, в ценностной ориентации на их воспроизводство. Таким образом, традиции выполняют роль своеобразных социальных эстафет, проносящих сквозь время жизненно важные общественные явления -представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о социальной значимости разных форм хозяйственной деятельности, способов коммуникации и управления социальными процессами.
В нынешних условиях ценностной конфронтации для нас чрезвычайно важно бережное отношение к тем традициям, которые еще сохранились, и возрождение тех, реставрация которых еще возможна. Богатый опыт постижения и художественно-философского осмысления национальных традиций накоплен в отечественной литературе, которая создавалась на трех языках — белорусском, польском и русском. В творчестве А. Мицкевича, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича выделяется несколько основополагающих факторов, сформировавших культуру нашего народа, — уникальная история, особая жизненная среда, характер труда и отдыха и собственные нормы морали. Обращаясь к прошлому, эти писатели обычно затрагивают судьбоносные для белорусского народа моменты: возникновение ВКЛ, борьба с Тевтонским орденом, отражение шведского нашествия, строительство городов и храмов, верования и убеждения людей. Особое внимание они уделяют художественно-образному воспроизведению процесса становления и формирования цивилизационных основ жизнеустройства общества: утверждению элементов государственности, организации экономики, регуляции бытовых отношений и т. п. В отличие от восторжествовавшей на Западе сугубо техногенной парадигмы истории, склоняющейся к философеме прямолинейного прогресса, в произведениях белорусских авторов подчеркивается гуманистическая составляющая истории, ее тесная связь с отдельными человеческими судьбами, вследствие чего история приобретает противоречивый, неоднозначный, а порой даже трагический характер.Писатели отмечали чрезвычайно большое значение традиций для формирования и сохранения национальной культуры.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.