36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
Рефлексия – обращение назад. Существует два уровня рефлексии: научный и философский. Научная рефлексия предполагает знание основ любой науки. Философская рефлексия – рассуждение о началах бытия.
Формы рефлексивного осмысления: теория познания, методология и логика науки. Главными вопросами являются: как познавать, в какой последовательности и с помощью каких средств, чтобы процесс познания соответствовал объекту и давал истинное знание.
Теория познания, гносеология, или по-другому эпистемология – это раздел философии, в котором предметом исследования является процесс познания в его целостности, а не просто в отдельных формах. Рассматривается сущность познавательного процесса, его общий механизм, его возможности, предпосылки, условия, всеобщие основания и социально-культурные детерминанты. Важная проблема познания – соотношения знания и реальности и проблема достижения истины. Анализируется соотношение эмпирического и теоретического, знания и веры, иррационального и рационального.
Предмет гносеологии:
анализ всеобщих предпосылок сознания, его сущности и возможности
анализ форм познания
анализ путей познания
анализ отношения знания к реальности
анализ условий истинности знания
анализ соотношения объекта и субъекта познания
анализ критериев познавательной деятельности: строгости, систематичности, последовательности
анализ средств и мотивов познания.
Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности.
Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательной деятельности человека: мотивацию, направленность, главные механизмы реализации качества ожидаемого результата, а также совокупность проблем, исследование которых дает возможность постоянно уточнять общее представление регулирования процесса познания. Основные понятия – субъект и объект познания, познавательное отношение, познавательная деятельность.
Методология науки. Это ядро философии науки. В узком смысле – это учение о методах научного познания. Методология происходит от двух греческих слов: методос – путь исследования или познания и логос – слово, учение.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология научного познания – это рефлексивная система, отражающая структурную динамику научного знания и рациональные обоснования оптимальных путей приращения знаний. Существуют три основные вида методологии познания:
Конкретно научная методология. Она представляет собой форму осмысления рациональных вариантов организации познавательных действий в конкретной области исследования. Такая методология включает сведения об исследуемой проблеме, об используемых методах и формах выражения знаний, о способах их систематизации, обоснования.
Общенаучная методология. Также рефлексивная система. Этот уровень изучает особенности системного, структурного, синергетического подхода, качественного и количественного подходов.
Философская методология – система принципов, основанных на знаниях о сущности, самых важных путях, возможностях и всеобщих предпосылках познания. К философской методологии относятся принципы, определяющие общую ориентацию познавательной деятельности, направленные на выявление сущности исследуемых явлений.
Логика науки. Существует представление о двух уровнях логики науки: 1. логические средства получения знаний: обоснования, доказательства
2. анализ самих средств получения знаний.
Логика – дисциплина, которая применяет понятия современных форм к системному анализу знаний. Термин науки употребляется для объяснения законов науки. Если логика понимается как учение о психологических и методологических предпосылках научных открытий, то и называется логикой научных открытий.
Логика науки начала формироваться в середине 19 в. и окончательно оформилась в первой четверти 20 в. Определенный вклад в развитие диалектической логики внес Гегель. Центральное место в его логике принадлежит понятию противоречие. Другие представители – Рассел, Франс.
Связь между диалектической и формальной логикой: они взаимодополняют друг друга, существенной разницы не существует. Задачи формальной логики – изучение способов рассуждений, ведущих от истинных посылок к истинным заключениям. Переход от формальной к диалектической логики – переход от менее глубокого уровня познания к более глубокому. Диалектическая логика изучает всю систему категорий в гносеологии, изучает принципы, процедуры познания, принцип всесторонности, принцип связи. Предметы логического анализа:
исследование специфики различных логических выводов (по индукции, дедукции, абдукции)
выявление закономерностей конструирования искусственных языков логики
определение смыслов эмпирического и теоретического терминов
анализ перевода языка термина на язык наблюдения
разработка логических критериев истинности научного знания
Формальная логика подчинена принципам диалектики, а диалектическая логика учитывает, использует и подчиняется принципам формальной логики. Обе они используют нормативные требования, согласно которым строится любое научное рассуждение. Главная их задача – достижение достоверного знания.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.