logo search
Тегако Л

Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 326

В археологических работах культура в большей мере, чем другие основные понятия, выступает как абстрактная величина. Культура как понятие не имеет объективной реальности, ее нельзя увидеть, изучить, объяснить, как это можно сделать при наблюдении, изучении или объяснении артефактов1 (предметов, являющихся, в отличие от природных, творением человека).

Из-за своей абстрактной природы как в антропологической, так и в археологической литературе понятие «культура» опреде­ляется и используется весьма произвольно. В 1952 г. А. Крёбер и К. Клакхон сравнили 160 различных определений термина «культура». Такое количество определений, несогласованность в употреблении термина вполне объяснимы. И антропологи, и археологи будут давать определение этого понятия в зависимо­сти от того, что с его помощью им необходимо объяснить. Неко­торые ученые связывают культуру с типом поведения, другие — с материальным производством, третьи — со знаковой системой (символами) и наконец, с определенным строем общественных отношений. Существует несколько определений, которые и ан­тропологи, и археологи в той или иной степени принимают как универсальные. Одно из них гласит: культура — это традицион­ный способ организации поведения и мышления людей в грани­цах окружающей их среды. Это определение придает термину широкий смысл.

Следуя ему, в культуре можно выделить три основных вида: культура поведения, познавательная культура и материальная культура (Говард, 1995).

Поведение — это то, как люди действуют и взаимодействуют. Познавательный компонент состоит из представлений о мире и окружающих людях.

Материальную культуру составляют физические предметы, которые изготовляются и используются человеком.

е — искусственно н/асШз — сделанный.