logo search
1вопр

32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания

Общественное сознание - это отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Формы общественного сознания - различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности, общественное сознание существует и проявляется в формах социальной мифологии, утопии, политической идеологии, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от непосредственного отражения действительности в обыденном сознании, формы сознания выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредствованное теоретическим или художественно-образным отражением действительности. Ф. о. с. различаются между, собой по объекту и, форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития.

Раскроем ф.о.с., которые представлены в вопросе:

Мифология - наука о мифах и мифологическом сознании, раскрывающая их сущность.

Миф - фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека. Различают: героические мифы и этиологические мифы, объясняющие причины событий и обычаев.

Идеология - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Утопия (от греч.U - нет + Topos – место) – образ будущего идеального общества, созданный на основе воображения, умозрительных мыслительных конструкций.

Различные ф.о.с. были распространены в различных исторических эпохах. Мифологическая ф.о.с. была распространена в первобытном обществе. При помощи мифов первобытные люди объясняли все процессы, происходящие с ними в процессе их жизни и деятельности. Утопия как ф.о.с. существовала во взглядах социалистов-утопистов, которые доказывали о возможности существования обществ с равными возможностями («Город Солнца» и т.д.)

Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные Ф. о. с. отражали различные, области и стороны действительности (напр., политические идеи, отражают отношения между классами, нациями, государствами и служат основой политических программ; в религии фантастически отражается зависимость людей от господствующих, над, ними, природных, а затем и социальных сил.) Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания характеризуется и особой, формой отражения (напр. научное понятие, моральная норма, религиозная догма). Богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность появления различных Ф. о. с. Реализуется же эта, возможность на основе, конкретной общественной потребности. В каждой, общественно-экономической формации все формы, сознания связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного об-ва. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с., определяет и ту конкретную историческую роль, к-рую они играют в жизни и развитии об-ва. Зато расцвета достигнут такие Ф. о. с., как мораль, наука, философия, к-рые не только будут обслуживать многообразные общественные потребности, но, формируя духовный облик, личности, явятся условием ее всестороннего развития, активной творческой деятельности.