Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Сердце, его гемодинамические функции. Сократимость сердечной мышцы, ее характеристика, особенности. Механизм сокращения сердечной мышцы. Фазы сердечного цикла. Изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла.
2. Оценка нагнетательной (насосной) функции сердца. Систолический (ударный) объем крови, конечно-систолический объем желудочков сердца, конечно-диастолический объем желудочков сердца, фракция выброса, факторы их определяющие, характеристика и функциональное значение. Эходопплеркардиография, ее функциональные возможности.
3. Механические проявления сердечной деятельности. Артериальный и венный пульс, их происхождение, основные характеристики. Сфигмография, флебография, их функциональные возможности. Динамокардиография, баллистокардиография, их происхождение, основные характеристики.
4. Звуковые проявления сердечной деятельности. Происхождение тонов сердца, их характеристика. Фонокардиография, ее функциональные возможности.
5. Электрические проявления сердечной деятельности. Физиологические основы электрокардиографии. Оценка автоматии, возбудимости и проводимости сердечной мышцы по ЭКГ, Холтеровское (суточное) мониторирование ЭКГ.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 1 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – Глава 7, п/раздел 7.1.1.4. – С. 332-338; п/раздел 7.1.2. – С. 338-349.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 251-257.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 490-497.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 39-42, 51-57, 63.
Киселев В.И. Основы физиологии кровообращения: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 35-64.
Киселев В.И. Общая и частная физиология : учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2007. – С. 155-165.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 157-175, 181-189.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул : Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 58-64.
Конспекты лекций «Сердечный цикл. Регуляция деятельности сердца», «Внешние проявления сердечной деятельности. Электрокардиография», «Внешние проявления сердечной деятельности (механические, звуковые)».
Практические работы
Работа 1. Регистрация фонокардиограммы
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 169-175.
Работа 2. Фазовый анализ деятельности сердца методом поликардиографии
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 157-169.
Работа 3. Сфигмография
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 228-231.
Работа 4. Расчет величины сердечного выброса и скорости распространения пульсовой волны (СРПВ)
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 231-236.
Работа 5. Флебография
Флебография – метод графической регистрации венного пульса. Центральный венный пульс чаще регистрируют над яремными венами (югулярная флебография). С помощью югулярной флебографии, отражающей динамику оттока крови из полых вен в правое предсердие, можно получить косвенную характеристику сократительных процессов, происходящих в правых отделах сердца. Каждый сердечный цикл на югулярной флебограмме представлен тремя положительными (a, c, v) и двумя отрицательными (x, y) волнами.
Систола правого предсердия вызывает замедление оттока крови из вен, так как в этот момент устья полых вен зажимаются кольцом мышечных волокон, что приводит к возникновению положительной волны флебограммы, обозначаемой символом «а» (от лат. atrium). Следующая положительная волна возникает в начале систолы правого желудочка при закрытии трехстворчатого клапана и обозначается символом «с» (от лат. carotis), так как ее появление совпадает с началом подъема каротидной сфигмограммы. Далее следует отрицательная волна «x», которая отражает ускоренный отток крови из центральных вен в расслабляющееся предсердие. Самая глубокая точка этой волны совпадает по времени с закрытием полулунных клапанов.
К концу систолы желудочков наполнение правого предсердия кровью при закрытом трехстворчатом клапане приводит к повышению в нем давления и затруднению оттока из вен, что отражается на флебограмме положительной волной «v» (от лат. ventriculus). Последующее быстрое поступление крови из правого предсердия в желудочек в период диастолы сердца проявляется в виде отрицательной волны флебограммы, которая называется волной диастолического коллапса и обозначается символом «y».
Пакет заданий
1. Перечислите и дайте характеристику периодам и фазам сердечного цикла.
2. Опишите роль клапанного аппарата сердца в создании градиента давления в разные фазы сердечного цикла.
3. Назовите величину давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла.
4. Перечислите показатели, с помощью которых можно оценить нагнетательную функцию сердца.
5. Охарактеризуйте систолический (ударный) объем крови.
6. Охарактеризуйте конечно-систолический объем желудочков сердца.
7. Охарактеризуйте конечно-диастолический объем желудочков сердца.
8. Охарактеризуйте фракцию выброса.
9. На чем основан метод эходопплеркардиографии? Каковы его функциональные возможности?
10. Какие виды внешних проявлений сердечной деятельности Вы знаете?
11. Что относится к механическим проявлениям сердечной деятельности?
12. Что относится к звуковым проявлениям сердечной деятельности?
13. Что относится к электрическим проявлениям сердечной деятельности?
14. Объясните происхождение сердечного толчка.
15. Объясните происхождение верхушечного толчка.
16. Какие свойства пульса Вы знаете?
17. Объясните происхождение артериального пульса. Укажите места пальпации артериального пульса.
18. Нарисуйте сфигмограмму, укажите ее составляющие.
19. Можно ли оценить по сфигмограмме длительность систолы желудочков? Если да, то как?
20. Можно ли оценить по сфигмограмме длительность диастолы желудочков? Если да, то как?
21. Можно ли оценить по сфигмограмме длительность протодиастолического периода? Объясните.
22. Объясните происхождение инцизуры и дикротического подъема на сфигмограмме.
23. Какие изменения на сфигмограмме позволяют сделать заключение о недостаточности аортального клапана?
24. Нарисуйте флебограмму. Объясните происхождение волн на ней.
25. На чем основаны методы динамо- и баллистокардиографии?
26. Перечислите компоненты, составляющие I тон.
27. Перечислите компоненты, составляющие II тон.
28. Перечислите компоненты, составляющие III тон.
29. Перечислите компоненты, составляющие IV тон.
30. На чем основан метод фонокардиографии?
31. Перечислите фонокардиографические отличия I тона от II-го.
32. Каким элементам на ЭКГ соответствуют в норме I, II, III, IV тоны фонокардиограммы при их параллельной записи?
33. По каким изменениям ЭКГ можно судить о нарушении проводимости?
34. Как оценить автоматию сердечной мышцы по ЭКГ?
35. Что характеризует на ЭКГ возбудимость сердечной мышцы?
36. Охарактеризуйте Холтеровское (суточное) мониторирование ЭКГ.
37. Какие методы оценки сердечной деятельности объединяет метод поликардиографии?
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации