3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
А. Заключение о положении электрической оси сердца. Оно дается при сравнении амплитуд зубцов R в 3 стандартных отведениях ЭКГ:
1) в норме электрическая ось сердца совпадает с анатомической. На ЭКГ это отражается соотношением зубцов: R2 > R3 > R1, которое называется нормограммой (т. е. нормальным положением электрической оси сердца);
2) при отклонении электрической оси вправо, на ЭКГ определяется правограмма (т. е. отклонение электрической оси сердца вправо), для которой характерно соотношение: R3 > R2 > R1.
Правограмма свидетельствует о вертикальном анатомическом смещении оси сердца или о нарушении проведения возбуждения по правому желудочку (гипертрофия, инфаркт).
3) при отклонении электрической оси влево на ЭКГ определяется левограмма (т. е. отклонение электрической оси сердца влево), для которой характерно соотношение: R1 > R2 > R3.
Левограмма свидетельствует о горизонтальном анатомическом смещении оси сердца или о нарушении проведения возбуждения по левому желудочку.
Б. Заключение о проводимости миокарда. Оценивается по длительности интервалов, сегментов и зубцов. Удлинение интервалов характеризует замедление проведения возбуждения.
1) интервал РQ измеряется от начала зубца Р до начала зубца Q. В норме он составляет 0,12-0,2 с у взрослых и 0,1-0,13 с у детей;
2) длительность зубца Р в норме составляет не более 0,1 с: восходящая часть – не более 0,05 с, нисходящая часть – не более 0,05 с.
3) сегмент PQ измеряется от конца зубца Р до начала зубца Q. В норме он составляет не более 0,1 с;
4) комплекс QRS измеряется от начала зубца Q до конца зубца S. В норме он составляет 0,06-0,1 с;
Заключение о проводимости сердечной мышцы делают на основании анализа продолжительности зубцов и интервалов ЭКГ.
Нарушение проводимости предсердий характеризуется удлинением зубца Р: правого предсердия – восходящей части Р, левого – нисходящей.
Атриовентрикулярная блокада или блокада пучка Гиса характеризуется удлинением сегмента РQ.
Нарушение атриовентрикулярной проводимости характеризуется удлинением интервала РQ.
Блокада проведения возбуждения в желудочках (склероз, ишемия, инфаркт миокарда) характеризуется расширением комплекса QRS.
Неравномерный охват возбуждением миокарда желудочков (например, при инфаркте миокарда) характеризуется смещением интервала ST выше изолинии.
Примеры заключения:
- Ритм правильный (норморитмия), ЧСС – 75/мин, нормокардия, водитель ритма – синусовый, электрическая ось сердца расположена нормально (нормограмма), проводимость по предсердиям и желудочкам не нарушена.
- Ритм неправильный (аритмия), ЧСС – 70/мин, нормокардия, водитель ритма – синусовый, электрическая ось сердца смещена влево (левограмма), замедление проведения возбуждения по предсердиям.
Работа 6. Холтеровское (суточное) мониторирование ЭКГ
Холтеровское (суточное) мониторирование ЭКГ – метод непрерывной амбулаторной регистрации ЭКГ с помощью портативных записывающих устройств и ускоренной интерпретации полученных данных с целью диагностики и оценки эффективности лечения.
Для исследования необходимо записывающее устройство – кардиорегистратор с комплектом электродов и анализирующее устройство – стационарный прибор, воспроизводящий ЭКГ и обеспечивающий ее просмотр и анализ.
Испытуемый ведет дневник мониторного наблюдения для последующего сопоставления результатов анализа сигналов с физической активностью и ощущениями испытуемого. В дневнике отмечаются основные действия, эмоциональные и физические нагрузки, отдых, сон, прием пищи, лекарств с указанием времени всех событий.
Производится анализ и запись двух модифицированных грудных отведений ЭКГ (на грудную клетку накладывают 5 электродов), имитирующих стандартные грудные отведения. Пример размещения электродов:
Анализ результатов
Частота сердечных сокращений. Учитывается динамика ЧСС в течение суток в зависимости от степени физической и эмоциональной активности испытуемого. При этом оцениваются максимальные и минимальные ее значения, степень «ригидности» пульса, быстрые переходы от тахи- к брадикардии и обратно.
Динамика сегмента ST. Главным объективным критерием транзиторной коронарной недостаточности служит «кодируемое» (значимое) смещение сегмента ST на ЭКГ по отношению к изоэлектрическому уровню.
Выделяют следующие признаки кодируемости смещения ST при холтеровском мониторировании ЭКГ:
- депрессия или подъем ST не менее чем на 0,1мВ (при записи ЭКГ с общепринятым усилением 1 мВ = 10 мм смещение ST должно достигать по меньшей мере 1 мм);
- минимальная протяженность депрессии или подъема ST составляет 0,08 с от точки j (точка пересечения восходящего колена зубца S с сегментом ST);
- наличие вышеуказанных изменений в течение 1 минуты и более.
Просмотр контрольных фрагментов ЭКГ. Автоматическая запись контрольных фрагментов в память кардиорегистратора осуществляется по 17 параметрам (тахикардия, брадикардия, различные экстрасистолы, асистолия, артефакты и др.).
Пакет заданий
1. Назовите основные физиологические свойства сердечной мышцы. Дайте им определения.
2. Нарисуйте график ПД для скелетных и сердечных мышечных клеток. Укажите основные принципиальные различия.
3. Что обуславливает наличие фазы «плато» в ПД сердечной мышцы?
4. В какую фазу ПД наблюдается абсолютный, а в какую – относительный рефрактерный период?
5. Изменяется ли ЧСС при воздействии раздражителя в фазу «плато» ПД сердечной мышцы?
6. В чем особенность строения и функции клеток проводящей системы сердца?
7. Одинакова ли скорость проведения возбуждения в типичных и атипичных поперечнополосатых мышечных клетках миокарда?
8. В какой последовательности распространяется возбуждение по проводящей системе сердца?
9. В какой последовательности распространяется возбуждение по сердечной мышце?
10. Дайте определение понятию «градиент автоматии».
11. Какую частоту генерируют водители ритма I, II, III порядка в условиях целостного организма?
12. Что такое функциональный синцитий?
13. Что можно выявить с помощью опыта Гаскелла:
сократимость;
градиент автоматии;
локализацию основного водителя ритма;
возбудимость;
рефрактерность?
14. Что можно выявить с помощью опыта Станиуса:
сократимость;
градиент автоматии;
локализацию основного водителя ритма;
возбудимость;
рефрактерность?
15. На чем основан метод электрокардиографии? Дайте определение ЭКГ.
16. Какие виды отведений Вы знаете?
17. Можно ли по ЭКГ судить о сократительной функции сердца? Если да, то по каким параметрам?
18. Как по ЭКГ можно судить о состоянии проводящей системы сердца?
19. Как по ЭКГ можно судить об автоматии?
20. Дайте определение понятию «экстрасистола».
21. Задача. На ЭКГ при скорости лентопротяжки 50 мм/сек определили 5 интервалов RR: 50, 50, 40, 60, 35 мм. Дайте заключение о ритмичности и ЧСС.
22. Задача. На ЭКГ при скорости лентопротяжки 50 мм/сек определили 5 интервалов RR: 35,35, 35, 36, 34 мм. Дайте заключение о ритмичности и ЧСС.
23. Задача. На ЭКГ при скорости лентопротяжки 50 мм/cек определили 5 интервалов RR: 70, 72, 68, 75, 72 мм. Дайте заключение о ритмичности и ЧСС.
24. Какие виды сокращений свойственны сердечной мышце:
изотонические;
изометрические;
тетанические?
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации