56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе этих видов обыденного познания, а затем отпочковались от него (наука эпохи первых городских цивилизаций древности). С развитием науки и превращением ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления начинает оказывать все более активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном, стихийно-эмпирическом познании элементы объективно-предметного отражения мира.
Способность стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире ставит вопрос о различии между ним и научным исследованием. Характеристики, отличающие науку от обыденного познания, удобно классифицировать сообразно той категориальной схеме, в которой характеризуется структура деятельности (прослеживая различие науки и обыденного познания по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности).
Тот факт, что наука обеспечивает сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта, означает, что она имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта.
Эти особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения.
Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, термины "электричество", "холодильник" когда-то были специфическими научными понятиями, а затем вошли в повседневный язык.
Наряду с искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые, непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Орудия, применяемые в производстве и в быту, как правило, непригодны для этой цели, поскольку объекты, изучаемые наукой, и объекты, преобразуемые в производстве и повседневной практике, чаще всего отличаются по своему характеру. Отсюда необходимость специальной научной аппаратуры (измерительных инструментов, приборных установок), которые позволяют науке экспериментально изучать новые типы объектов.
Научная аппаратура и язык науки выступают как выражение уже добытых знаний. Но подобно тому, как в практике ее продукты превращаются в средства новых видов практической деятельности, так и в научном исследовании его продукты
- научные знания, выраженные в языке или овеществленные в приборах, становятся средством дальнейшего исследования.
Таким образом, из особенностей предмета науки мы получили в качестве своеобразного следствия отличия в средствах научного и обыденного познания.
Спецификой объектов научного исследования можно объяснить далее и основные отличия научных знаний как продукта научной деятельности от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы; это, скорее, конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях производственной и повседневной практики. Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована только таким способом, поскольку в науке преимущественно исследуются объекты, еще не освоенные в производстве. Поэтому нужны специфические способы обоснования истинности знания. Ими являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему.
Таким образом, мы получаем характеристики системности и обоснованности научного знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.
Из главной характеристики научного исследования можно вывести также и такой отличительный признак науки при ее сравнении с обыденным познанием, как особенность метода познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике. Приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приемов, как правило, не осознается субъектом в качестве метода познания. Иначе обстоит дело в научном исследовании. Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу.
Чтобы зафиксировать объект, ученый должен знать методы такой фиксации. Поэтому в науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Объекты всегда даны человеку в системе определенных приемов и методов его деятельности. Но эти приемы в науке уже не очевидны, не являются многократно повторяемыми в повседневной практике приемами. И чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование "необычных" объектов, тем яснее и отчетливее проявляется необходимость в создании и разработке особых методов, в системе которых наука может изучать объекты. Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной целенаправлять научный поиск.
Наконец, стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от их освоения в наличных формах производства и обыденного опыта предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида, когда у него формируется и развивается мышление в процессе общения с культурой и включения индивида в различные сферы деятельности. Занятия наукой предполагают наряду с овладением средствами и методами также и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания. Эти ориентации должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний. Иначе наука не будет осуществлять своей главной функции - выходить за рамки предметных структур практики своей эпохи, раздвигая горизонты возможностей освоения человеком предметного мира.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.