2 Типы научной рациональности
Рациональность (от лат. - разумный) – форма разумного отношения человека к миру. Черты рациональности: 1. моделирование реальности в системе и посредством понятий; 2. конструирование теоретических положений, теорий, выводов.
Научная рациональность – познавательное отношение к миру, которое основано на уверенности, что все явления мира подчинены закономерностям, которые могут быть познаны и выражены с помощью понятийного мышления в конкретных формах организации истинного научного знания.
В современной философии выделяют несколько различных типов рациональности, изменение которых происходило в результате революций в истории естествознания. При этом возникновение нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. Современная рациональность характеризует познавательные процессы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта.
Доклассический тип рациональности: Античность: Рациональность раскрывается через анализ проблемы разума. 2 подхода к определению сущности разума: 1. Платон: разум – соц-нравственная категория, а рацион-ть – соответствие поведения соц-нравственной системе. 2. Аристотель: рацион-ть – соответствие мышления логическим категориям. Средние века: рацион-ть – умение вести беседу, переносится Аристотелевская рациональность.
Классическое естествознание (17–к.19в.). Формируются идеалы рационализма, провозглашается господство разума, изменяются представления о целях, методах естественно-научного познания (ЕНП). Задача естествознания – определение количественно-измеримых параметров природных явлений и установление между ними функциональной зависимости с помощью математики. Классическая механика занимает первое место среди естественных наук благодаря внедрению метода эксперимента в ЕНП, возникновению математич. естествознания. Господство механистич. картины мира. Формируются технич. науки. Создаются предпосылки для возникновения соц-гуманитар. наук. Классический тип научной рацион-ти характеризуется исключением субъекта познания из самого познават. процесса, исключается его воздействие на объект. Изучаемые явления рассматривались как несвязанные между собой, неизменные и неразвивающиеся объекты, перемещающиеся в пространстве под действием механ. сил. Установка на однозначное причинно-следственное описание объекта.
Неклассическое естествознание (к.19-н.20в.). Доказана несостоятельность механист. естествознания. Закладываются основы квантово-релятивистской картины мира. Специальная теория относительности Эйнштейна объясняла закономерности электромагнитных явлений в движущихся телах. В космологии появл. концепция нестационарной Вселенной. Зарождение генетики как науки. Для неклассического типа научной рациональности характерен учет связи между результатами познавательной деятельности и средствами, с помощью которых они были достигнуты. Т.е. субъект познания включается в науку. Реальность объясняется как зависящая от субъекта, его средств, действий. Предмет знания – не абсолютно объективная реальность, а срез реальности, заданный через призму, используемых в познании средств и форм исследования.
Постнеклассический тип научной рациональности (сер.20-21 в.): предполагает учет знаний об исследуемом объекте не только с особенностями средств и методов деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами познания (этика, мораль).
Для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных форм исследовательской деятельности. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, изменяет свою структуру, характеризуется принципиальной необратимостью процессов: это природные комплексы, в которые включен сам человек (объекты экологии, объекты биотехнологии, системы “человек-машина”)
Становление постнеклассической науки приводит к изменению методологических установок естественнонаучного познания: 1. формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта; 2. идеал построения теории как аксиоматическо-дедуктивной системы сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний, основанных на методах аппроксимации, компьютерных программах; 3. в естествознании применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании; 4. по отношению к развивающимся объектам изменяется стратегия экспериментального исследования: результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; это относится к системам, существующим лишь в одном экземпляре - они требуют особой стратегии экспериментального исследования, т.к. нет возможности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта; 5. нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек; 6. изменяются представления классического и неклассического естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования - современные способы описания объектов (в которые включен сам человек) не только допускают, но даже предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ).
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.