Частная эндокринология
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Гуморальная регуляция функций, характеристика, место и роль в регуляции функций. Уровни регуляции. Классификация БАВ. Местная регуляция, механизмы ее реализации. Креаторные связи, роль неспецифических метаболитов. Региональный уровень регуляции, роль специфических и неспецифических метаболитов, функциональная характеристика основных парагормонов.
2. Гуморальная регуляция функций. Межсистемный уровень регуляции функций, роль истинных гормонов и парагормонов, классификация истинных гормонов. Понятие о нейрогуморальной регуляции. Различия между нервной и гуморальной регуляцией.
3. Гормональная регуляция. Понятие о гормонах, их классификация и свойства. APUD-система. Парагормоны. Типы функционального влияния гормонов. Механизмы действия гормонов, специфичность. Понятие об органах- и клетках-мишенях, клеточных рецепторах.
4. Этапы образования и выделения белковых и пептидных гормонов. Формирование гормонального ответа на клеточном уровне. Механизм действия белковых гормонов. Комплекс гормон-рецептор. Системы вторичных посредников, их характеристика. Механизм действия стероидных гормонов, его отличительные особенности.
5. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции функций. Нейросекреция гипоталамуса. Понятие о рилизинг-факторах (либерины и статины). Пути взаимодействия гипоталамуса и гипофиза. Классификация гормонов гипофиза. Петли регуляции, их характеристика.
6. Передняя, задняя и промежуточная доли гипофиза, их гормоны, физиологическое действие, механизмы действия на клетку.
7. Щитовидная железа, ее гормоны, их классификация, характеристика, физиологические эффекты, механизмы действия на клетку. Регуляция гормональной функции щитовидной железы. Паращитовидные железы, их гормоны и физиологические эффекты.
8. Физиология надпочечников. Гормоны коры надпочечников, классификация, роль в регуляции функций организма, механизмы действия на клетку. Гормоны мозгового вещества надпочечников, их физиологическое значение. Регуляция гормональной активности надпочечников.
9. Эндокринная функция поджелудочной железы, ее гормоны, их характеристика и роль в регуляции обмена веществ, механизмы действия на клетку.
10. Женские половые железы. Женские половые гормоны, их характеристика, физиологическое значение, механизмы действия на клетку. Эндокринная функция плаценты.
11. Мужские половые железы. Мужские половые гормоны, их характеристика, физиологическое значение, механизмы действия на клетку.
12. Эндокринная функция эпифиза, тимуса, почек и сердца
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 1 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – глава 5, раздел 5.1. – С. 242-246; раздел 5.2. – С. 247-275; раздел 5.3. – С. 264-275; глава 2, раздел 2.5. – С. 94-97.
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 2 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, Ю.В. Наточин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – Глава 13. – С. 182-200.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 137-139, 178-209.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 256-308
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М. : Высш. шк., 1987. – С. 190-208.
Киселев В.И. Физиология клетки. От сигнала до ответа: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 227-270.
Киселев В.И. Основы физиологической регуляции функций: учебное пособие. – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 44-133.
Киселев В.И. Физиология клеточных мембран: учебное пособие – Барнаул : Параграф, 2006. – С. 120-155.
Киселев В.И. Основы физиологии возбудимых тканей. Физиология крови: учебное пособие. – Барнаул: Концепт, 2007. – С. 106-111, 129-133.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – С. 72-93.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул : Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 25-35.
Конспекты лекций «Гуморально-гормональная регуляция», «Частная эндокринология. Гипоталамо-гипофизарная система», «Частная эндокринология. Щитовидная и паращитовидная железы», «Частная эндокринология. Поджелудочная железа, надпочечники», «Частная эндокринология. Половые железы. Физиология репродуктивной функции», «Частная эндокринология. Эндокринная функция неэндокринных органов».
Практические работы
Работа 1. Оценка функций эндокринных желез
Методы радиоиммунологического определения концентрации гормонов в крови
Эти методы основаны на том, что меченый радиоактивной меткой гормон и гормон, содержащийся в исследуемом материале, конкурируют между собой за связывание со специфическими антителами: чем больше в биологическом материале содержится данного гормона, тем меньше свяжется меченых молекул гормона, т.к. количество гормонсвязывающих участков в образце постоянно.
Использование радиоактивных изотопов
Для исследования функциональной активности эндокринной железы может быть использована ее способность захватывать из крови и накапливать определенное соединение. Например, щитовидная железа активно поглощает йод, который затем используется для синтеза тироксина и трийодтиронина. При гиперфункции щитовидной железы накопление йода усиливается, при гипофункции наблюдается обратный эффект.
Использование функциональных проб
Основным диагностическим принципом в эндокринологии является приоритет функциональных гормональных исследований над инструментальными. Основаны на изучении эффектов, возникших при введении экстрактов эндокринных желез. Пробы назначаются при подозрении на недостаточность эндокринной железы или ее гиперфункцию. К таким методам диагностики, как компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковое исследование (УЗИ), рентгенография, в подавляющем большинстве случаев переходят лишь после доказательства функционального нарушения деятельности эндокринной железы.
Ультразвуковое исследование (УЗИ)
Наиболее часто в клинической практике используется УЗИ щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, яичников, яичек, поджелудочной железы. Помимо определения размера и эхоструктуры органа, под контролем УЗИ возможно проведение пункционной биопсии перечисленных желез.
Компьютерная томография (КТ)
Основана на получении «среза» тела путем компьютерной обработки данных о поглощающей способности тканей при прохождении через них пучка рентгеновских лучей. Для усиления изображения используется введение рентгеноконтрастных препаратов, в результате чего происходит повышение разницы между здоровой тканью и патологическим образованием.
Магнитно-резонансная томография (МРТ)
Основана на возможности изменения резонансных и релаксационных процессов в протонах водорода, находящихся в статическом магнитном поле, в ответ на применение радиочастотного импульса.
Определение основного обмена (см. «Основы оценки функций организма человека», С. 333-343).
Работа 2. Влияние тепловых процедур на активность мозгового вещества надпочечников
Секреция норадреналина и адреналина в мозговом веществе надпочечников в условиях покоя невелика. Она усиливается в ситуациях, возбуждающих симпатическую нервную систему. Стимулирующие секрецию мозгового слоя надпочечников эфферентные нервные импульсы передаются по ветвям чревных нервов.
Тепловая проба используется в клинике для выявления гиперфункции надпочечников (в частности, при феохромоцитоме – опухоли мозгового вещества надпочечников). В норме тепловое воздействие на поясницу приводит к незначительному изменению артериального давления и частоты сердечных сокращений. При феохромоцитоме аппликация тепла на поясничную область приводит к резкому подъему артериального давления (систолического – до 200-300 мм рт. ст. и выше).
Ход работы: Измеряют артериальное давление методом Короткова на обеих руках обследуемого и подсчитывают пульс. Затем на пояснице в зоне проекции надпочечников укрепляют обернутую полотенцем грелку с горячей водой (t° = 80-90 °С). Через 5 минут после этого измеряют артериальное давление, подсчитывают пульс. Грелку снимают. Если отмечены изменения, продолжают регистрировать показатели системы кровообращения через каждые 3-5 минут до полного восстановления. Данные заносят в протокол.
Пакет заданий
1. Что Вы понимаете под термином «регуляция»? Перечислите виды регуляции.
2. Дайте определение гуморальной регуляции.
3. Дайте определение нервной регуляции.
4. Перечислите основные отличия гуморальной регуляции от нервной.
5. Раскройте понятие «нейрогуморальной регуляции».
6. Что такое неспецифические метаболиты? Назовите основные из них, принимающие участие в регуляции функций.
7. Назовите пути регулирующего воздействия неспецифических метаболитов на функцию органа.
8. Раскройте механизмы прямого и рефлекторного влияния неспецифических метаболитов (на примере СО2).
9. Роль неспецифических метаболитов в формировании креаторных связей.
10. Что такое специфические метаболиты?
11. Перечислите основные виды парагормонов, укажите места их выработки.
12. Дайте определение понятию «внутренняя секреция».
13. Перечислите железы внутренней секреции.
14. Дайте определение понятию «гормон».
15. В чем заключается отличие парагормонов от истинных гормонов?
16. Дайте классификацию гормонов по их химическому строению.
17. Опишите виды действия гормонов на организм.
18. Охарактеризуйте специфичность действия гормонов, дайте понятие об органах-мишенях, клетках-мишенях, клеточных рецепторах.
19. Выделите этапы воздействия белкового гормона на клетку.
20. Опишите этапы формирования гормонального ответа на клеточном уровне. Охарактеризуйте образование комплекса «гормон-рецептор». Дайте понятие о комплементарности взаимодействия как основе специфического действия гормонов.
21. Охарактеризуйте четыре системы вторичных посредников и их роль в формировании физиологических эффектов.
22. Выделите этапы воздействия стероидного гормона на клетку.
23. От чего зависит выраженность физиологического эффекта при взаимодействии гормона с клеткой-мишенью?
24. От каких факторов зависит уровень гормона в крови?
25. От каких факторов зависит выраженность физиологического эффекта гормона в крови?
26. Задача. В эксперименте у двух животных одного вида и пола создана одинаковая концентрация одного и того же гормона из расчета на килограмм массы, но получен различный эффект. Дайте возможные объяснения подобному результату.
27. Задача. При введении экзогенных гормонов в организм продолжительность их действия неодинакова. Дайте объяснение этому явлению.
28. Перечислите методы исследования деятельности желез внутренней секреции.
Нарисуйте и поясните схему морфологических и гуморальных связей гипоталамуса и гипофиза.
На чем основана функциональная взаимосвязь между гипоталамусом и гипофизом?
Дайте понятие о тропных гормонах гипофиза.
Почему аденогипофиз называют «железой желез»?
Что такое рилизинг-факторы? Каков механизм их действия?
Дайте классификацию рилизинг-факторов.
Что такое «длинная» и «короткая» петля регуляции желез внутренней секреции?
Каковы строение гипофиза и функциональная активность его долей?
Дайте классификацию и общую характеристику гормонов аденогипофиза.
Тиреотропный гормон (ТТГ): образование, транспорт кровью, разрушение, орган-мишень, механизм действия, регуляция образования и выделения.
Адренокортикотропный гормон (АКТГ): образование, транспорт кровью, разрушение, орган-мишень, механизм действия, регуляция образования и выделения.
Лютеинизирующий гормон (ЛГ): образование, транспорт кровью, разрушение, орган-мишень, механизм действия, регуляция образования и выделения.
Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ): образование, транспорт кровью, разрушение, орган-мишень, механизм действия, регуляция образования и выделения.
Соматотропный гормон (СТГ): образование, транспорт кровью, разрушение, орган-мишень, клетки-мишени, механизм действия, регуляция образования и выделения.
Пролактин: образование, транспорт кровью, разрушение, орган-мишень, механизм действия, регуляция образования и выделения.
Антидиуретический гормон (АДГ, вазопрессин): место образования, органы- и клетки-мишени, физиологические эффекты, механизмы действия.
Окситоцин: место образования, органы- и клетки-мишени, физиологические эффекты, механизмы действия.
Меланоцитостимулирующий гормон (интермедин): место образования, органы и клетки-мишени, физиологические эффекты, механизмы действия, влияние гипоталамуса на образование и выделение гормона.
Анатомическое и гистологическое строение щитовидной железы.
Гормоны щитовидной железы, их химическое строение, метаболизм (образование, инкреция, транспорт кровью, разрушение), органы- и клетки-мишени.
Влияние тироксина и трийодтиронина на энергообмен, обмен белков, жиров и углеводов, рост и развитие организма.
Влияние тироксина, трийодтиронина на ЦНС, ВНД и сердечно-сосудистую систему.
Понятие о гипо- и гиперфункции щитовидной железы. Микседема, кретинизм, базедова болезнь, их характерные признаки.
Тиреокальцитонин, химическое строение, метаболизм, физиологические эффекты, значение в регуляции обмена кальция и фосфора.
Паратгормон, химическое строение, метаболизм, физиологические эффекты, значение в регуляции обмена кальция и фосфора.
Понятие о гипопаратиреозе и гиперпаратиреозе.
Анатомо-гистологическое строение надпочечников.
Гормоны мозгового вещества надпочечников, их химическое строение, метаболизм, органы- и клетки-мишени. Понятие о симпато-адреналовой системе.
Физиологические эффекты гормонов мозгового слоя вещества надпочечников, влияние на различные системы организма и обмен веществ.
Гормоны коры надпочечников, их химическое строение, распределение по зонам, физиологическая роль.
Регуляция гормональной активности коры надпочечников.
Анатомическое и гистологическое строение эндокринного аппарата поджелудочной железы.
Гормоны поджелудочной железы, их химическое строение, метаболизм, клетки-мишени, механизм действия.
Роль гормонов поджелудочной железы в регуляции углеводного обмена, понятие о сахарном диабете, роль инсулина в регуляции обмена белков, жиров.
Анатомо-гистологическое строение половых желез.
Гормоны половых желез, их химическое строение, метаболизм, органы- и клетки-мишени, механизм действия.
Физиологические эффекты гормонов половых желез.
Нейрогуморальная регуляция менструального цикла. Периоды менструального цикла, их физиологическое значение.
Морфофизиологические изменения в слизистой матки в различные периоды менструального цикла.
Эндокринная функция плаценты.
Гормональная активность эпифиза. Физиологическое действие мелатонина.
Гормональная активность тимуса. Физиологическое действие тимозина и тимопоэтина.
Гормональная активность почек. Физиологическое действие ренина, кальцитриола и эритропоэтина.
Гормональная активность сердца. Физиологическое действие атриопептида.
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации