Антропный космологический принцип
В современной науке бесспорным представляется факт, что не только сама наша планета как космический объект, но и жизнь на ней являются следствием общего космического развития. «И наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, - писал известный русский философ А.Л.Чижевский, - являются результатом творческого воздействия космических сил. А потому и строение земной оболочки, ее физико-химия и биосфера являются проявлением строения и механики Вселенной»…
Следовательно, и человек как наиболее высокоорганизованное проявление жизни есть продукт не только земной, но и космической эволюции. Он подчинен космическим ритмам, законам функционирования и развития космоcа. А это, в свою очередь, предполагает выявление места человека в системе мироздания.
1) Существует мнение, что жизнь на Земле – это лишь одна из форм существования космической жизни, и что человек как мыслящее существо неодинок во Вселенной. Такого мнения придерживался, например, выдающийся русский ученый и философ К.Э.Циолковский, развивавший астробиологическую и астросоциологическую концепции. Циолковский выдвигал и разрабатывал идеи, касающиеся возможного многообразия внеземных видов жизни и иных, космических цивилизаций. Циолковский был убежден, что рано или поздно человечество в ходе освоения космоса встретится и объединится с иными цивилизациями.
Позицию, близкую к Циолковскому, занимают и в наши дни многие ученые и философы, которые убеждены, что различные формы жизни существуют во многих местах необъятной Вселенной, в которых могут также существовать и какие-то цивилизации, отличные от земной. Отсюда – стремление найти внеземные формы жизни и вступить в контакт с космическими «братьями по разуму».
2) Но существует и совершенно иная точка зрения, которая исходит из уникальности разумной жизни на планете Земля, проповедуя «космическое одиночество» человечества. Такую позицию занимает, в частности, современный французский ученый, профессор физики парижского университета Марсо Фельден. В своей книге «А если мы одни во Вселенной?», опубликованной в 1994 году, он высказывает убеждение, что во Вселенной, кроме человека, других форм разумной жизни нет
3) Антропный космологический принцип (60-е годов ХХ в. Г.М.Идлис, А.Л.Зельманов, Р.Дикке, Б.Картер, которому и принадлежит сам термин «антропный принцип»)
Согласно этому принципу, Вселенная обладает определенными свойствами, благоприятными для существования в ней жизни вообще и человека как ее высшей формы. Мы знаем пока только те формы жизни, которые существуют на планете Земля. Но сама эта планета является составной частью не только Солнечной системы, но и гигантской системы нашей Вселенной, включающей множество галактик и звезд. Сейчас уже ясно, что жизнь могла зародится только на определенном этапе расширения Вселенной, когда образовались и прошли достаточно длительный эволюционный путь галактики и звезды и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических и химических факторов, благоприятных для перехода от неживого вещества к живому.
Свойства окружающего нас мира являются результатом удивительной согласованности фундаментальных физических констант. Причем интервал возможных значений этих констант, обеспечивающий мир, пригодный для жизни, очень мал. Наукой установлено, что определенное ослабление, например, константы сильных взаимодействий привело бы к образованию на ранних стадиях расширения Вселенной, в основном, только тяжелых элементов, что означало бы отсутствие в мире источников энергии. А при уменьшении гравитационного взаимодействия не возникло бы условий для протекания ядерных реакций в звездах. Наоборот, усиление слабых взаимодействий превратило бы на ранних этапах эволюции Вселенной все вещество в гелий, а значит, отсутствовали бы реакции термоядерного синтеза в звездах. Некоторое усиление электромагнитного взаимодействия привело бы к заключению электронов внутри атомных ядер и невозможности вследствие этого химических превращений и реакций. Существующая структура Вселенной жестко обусловлена также величиной, выражающей разницу в массах нейтрона и протона. Разность эта очень мала и составляет всего одну тысячную от массы протона. Но если бы указанная разность была в три раза больше, то во Вселенной не мог бы проходить нуклонный синтез и в ней не было бы сложных элементов, что, в свою очередь, делало бы невозможным возникновение жизни. И таких «если бы» существует еще целый ряд.
Таким образом, именно благоприятствующая возникновению жизни «тонкая подстройка» значений фундаментальных констант нашей Вселенной «приводит к появлению в физической картине мира человека как уникального и одновременно естественного результата глобально-космической эволюции».
- Философия человека Кодификатор элементов содержания дисциплины «Философия»
- Глава yi. Проблема человека в философии,
- Науке и социальной практике
- Yi. 1.Человек во Вселенной.
- Антропный космологический принцип
- Yi.2. Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид и личность
- Yi.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.
- Yi.6. Мораль, нравственные ценности, право, Справедливость.
- Yi.7. Представления о совершенном человеке в различных культурах
- 3. Человек и культура
- Примеры из тестов с ответами
- 7. Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется …
- 8. Придание природе и ее составляющим (животным, природным объектам, погоде) человеческих качеств называется …
- 9. Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл …
- 10. В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …
- 11. Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был …
- 12. Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …
- 13. Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется …
- 2. Человек, индивид, личность
- 3. Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для …
- 4. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период …
- 6. По мнению и. Канта, основой личности является …
- 12. Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется …
- 13. Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры.
- 14. Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой.
- Ценности и смысл человеческой жизни
- 9. Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, называется …
- 10. Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется …
- 11. Основой каждой ценности является …
- 12. Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, называется …
- 13. Состояние и условие совершенства называется …
- 14. Витальные ценности связаны с идеалами …
- 15. Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется …
- 16. Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть …