logo search
1вопр

59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов

Главной задачей для всех наук является сохранение репродуктивных возможностей экосистем и гармоническое развитие чел. общества и природы.

Экологизация науки – это результат экологического десятилетия (1972–1992). В это время обнаружилась, что определяющий фактор развития цивилизации– взаимоотношения между человеком, обществом и природой.

Экологизация – это проникновение экознаний в естествознание, техникознание и человекознание.

Уровни экологизации:

  1. Внутринаучная экологизация (выявление и использование биосферных знаний в системе конкретной научной дисциплины: экологические аспекты физики)

  2. Междисциплинарная экологизация (формирование экодисциплин эконаправленности: экоматематика, экофизика, экоэкономика, экоправо)

  3. Проблемная эклогизация (необходимость становления взаимосвязей различных областей современного научного знания для решения конкретной экологической задачи: повышение безопасности функционирования АЭС)

Суть экологизации наук

на примере физики

1. Изменение содержания воззрений на характер изучаемых объектов: физика должна опираться на идеи саморазвивающихся систем

2. Тезис о единстве всех естественных форм природы от электрона до Вселенной: вселенная рассматривается как саморазвивающаяся

3. Физика брошена на решение экологических проблем: для РБ авария на ЧАЭС

Получает приоритет биологическое знание: изучаются целостные живые системы на разных уровнях. В современной биологии решаются гуманитарные проблемы: Чернобыльский синдром – особое психологическое состояние

Возникла экологическая химия: выявляет механизмы для предупреждения воздействия химизации на людей. Химизация биосферы это загрязнение биосферы химическими отходами. Необходимость химических технологий (исчезающие пластмассы – разлагаются при естественных природных условиях).

Техникознание

Технические науки принадлежат

  1. к природным наукам (невозможны без естествознания)

  2. к гуманитарным наукам (решают социальные проблемы)

Т. о. в техникознании учитывается взаимосвязь человека и биосферы.

Проблемы технических наук:

  1. необходимо создание общей теории технического знания, для решения проблемы оптимального сочетания природного и искусственного

  2. проблема создания замкнутых технологических процессов (безотходный цикл). Экологизация в модернизации всех технологий

Создаются службы оценки технологии на всех этапах от проекта до производства:

  1. проверка эффективности и экологичности

  2. анализ социоэкономической эффективности

  3. учет технических, юридических, социокультурных аспектов новой технологии

  4. суммарный показатель 1–3: социоэкологический (последствия для человека, общества, биосферы

Выводы:

  1. Экологическая проблема является одной из наиболее приоритетных в развитии науки

  2. На основе экологизации осуществляется новый уровень интеграции (?экологизации?) научного знания

  3. Экологизация дает прирост нового знания в разных науках

Гуманитарный аспект, по всей видимости, состоит в том, что естествознание должно быть направлено на решение общечеловеческих, социальных проблем.

Этический аспект, возможно, касается учета этических, моральных норм при разработке новых знаний в естествознании и анализ результатов в естествознании именно с данной стороны.