«Регуляция физиологических функций»
К итоговому занятию допускаются студенты, не имеющие задолженностей по занятиям текущего раздела. Итоговое занятие включает в себя два этапа:
- ответы на вопросы тестового контроля:
- письменный или устный ответ (по усмотрению преподавателя) на один из экзаменационных вопросов данного раздела.
Баллы, полученные при ответе на вопросы тестового контроля, и баллы за ответ на теоретический вопрос формируют баллы рубежного рейтинга по данному итоговому занятию.
? Экзаменационные вопросы
1. Физиологическая регуляция функций, ее задачи и значение для жизнедеятельности. Регуляторные системы, их элементы. Основные механизмы регуляции функций, их характеристика. Уровни регуляции, виды регуляторных влияний. Типы регуляций. Основные правила регуляции.
2. Системные регуляторные реакции и процессы. Стресс, его фазы, физиологическое значение. Срочная адаптация, долговременная адаптация, механизмы формирования, физиологическое значение.
3. Функциональные системы, их характеристика и физиологическое значение в регуляции и саморегуляции функций. Периферические и центральные составляющие функциональной системы, их характеристика. Основные элементы центральной архитектоники функциональной системы, их взаимодействие.
4. Рефлекторная регуляция (Р. Декарт, Г. Прохазка), ее характеристика, место и роль в регуляции функций. Принципы рефлекторной теории (И.П. Павлов). Рефлекторная дуга, функциональная характеристика ее отделов. Центральная часть рефлекторной дуги. Понятие о нервных центрах. Локальные и иерархические нервные сети. Свойства нервных центров.
5. Рефлексы, виды рефлексов. Безусловные рефлексы, их классификация и характеристика. Инстинкты. Понятие об условных рефлексах.
6. Многообразие синапсов в ЦНС. Характеристика медиаторов и синаптических рецепторов в ЦНС, ферменты инактивации медиаторов. Возбуждающие синапсы. Возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПСП).
7. Торможение в ЦНС (И.М. Сеченов). Современная классификация, клеточные механизмы центрального торможения. Тормозящие синапсы и их медиаторы. Тормозной постсинаптический потенциал (ТПСП). Виды центрального торможения в нервных сетях. Принципы координации (упорядочения) рефлекторной деятельности.
8. Вегетативная нервная система. Морфо-функциональная характеристика и особенности функционирования вегетативной нервной системы по сравнению с соматической. Сравнительная морфо-функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Вегетативные рефлексы, их классификация и характеристика.
9. Парасимпатическая нервная система, морфо-функциональная характеристика, влияние на функцию органов и систем организма. Холинэргические синапсы. Система образования и инактивации ацетилхолина. Понятие о М- и Н- холинорецепторах.
10. Симпатическая нервная система, морфо-функциональная характеристика, влияние на функцию органов и систем организма. Холинэргические синапсы в ганглиях. Адренэргические синапсы. Система образования и инактивации катехоламинов. Понятие об альфа- и бета-адренорецепторах.
11. Гуморальная регуляция функций, характеристика, место и роль в регуляции функций. Уровни регуляции. Классификация БАВ. Местная регуляция, механизмы ее реализации. Креаторные связи, роль неспецифических метаболитов. Региональный уровень регуляции, роль специфических и неспецифических метаболитов, функциональная характеристика основных парагормонов.
12. Гуморальная регуляция функций. Межсистемный уровень регуляции функций, роль истинных гормонов и парагормонов, классификация истинных гормонов. Понятие о нейрогуморальной регуляции. Различия между нервной и гуморальной регуляцией.
13. Гормональная регуляция. Понятие о гормонах, их классификация и свойства. APUD-система. Парагормоны. Типы функционального влияния гормонов. Механизмы действия гормонов, специфичность. Понятие об органах- и клетках-мишенях, клеточных рецепторах.
14. Этапы образования и выделения белковых и пептидных гормонов. Формирование гормонального ответа на клеточном уровне. Механизм действия белковых гормонов. Комплекс гормон-рецептор. Системы вторичных посредников, их характеристика. Механизм действия стероидных гормонов, его отличительные особенности.
Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции функций. Нейросекреция гипоталамуса. Понятие о рилизинг-факторах (либерины и статины). Пути взаимодействия гипоталамуса и гипофиза. Классификация гормонов гипофиза. Петли регуляции, их характеристика.
Передняя, задняя и промежуточная доли гипофиза, их гормоны, физиологическое действие, механизмы действия на клетку.
Щитовидная железа, ее гормоны, их классификация, характеристика, физиологические эффекты, механизмы действия на клетку. Регуляция гормональной функции щитовидной железы. Паращитовидные железы, их гормоны и физиологические эффекты.
Физиология надпочечников. Гормоны коры надпочечников, классификация, роль в регуляции функций организма, механизмы действия на клетку. Гормоны мозгового вещества надпочечников, их физиологическое значение. Регуляция гормональной активности надпочечников.
Эндокринная функция поджелудочной железы, ее гормоны, их характеристика и роль в регуляции обмена веществ, механизмы действия на клетку.
Женские половые железы. Женские половые гормоны, их характеристика, физиологическое значение, механизмы действия на клетку. Эндокринная функция плаценты.
Мужские половые железы. Мужские половые гормоны, их характеристика, физиологическое значение, механизмы действия на клетку.
Эндокринная функция эпифиза, тимуса, почек и сердца.
Для подготовки к занятию мы рекомендуем Вам использовать знания, полученные в ходе изучения раздела, а также материалы лекций и учебника. Если у Вас появилось желание более углубленно изучить тот или иной вопрос раздела или подготовить сообщение (реферат) по одной из тем, Вашему вниманию предоставляется список дополнительной литературы по разделу «Регуляция физиологических функций» (см. «Перечень литературы по нормальной физиологии» данных «Методических рекомендаций…»).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации