IV. Примеры общих анализов крови
Пациент А. Гематокрит – 45 %, эритроциты – 4,5х1012/л, гемоглобин – 150 г/л, цветовой показатель – 1,0, СОЭ – 10 мм/час, ОРЭ (в % NaCl): min – 0,46, max – 0,32, ретикулоциты – 0,5 %, лейкоциты – 6,0 х109/л, лейкоцитарная формула:
Б Э ММ П С Л М 1 3 1 2 55 32 6 |
Заключение. Гематокрит в норме. Количество эритроцитов в норме. Нормохромемия. Нормохромия. СОЭ в норме. ОРЭ в норме. Количество ретикулоцитов в норме. Количество лейкоцитов в норме. Лейкоциторная формула в норме. Показатели системы крови в пределах физиологической нормы.
Пациентка Б. Гематокрит – 60 %, эритроциты – 6,0х1012/л, гемоглобин – 190 г/л, цветовой показатель – 1,3, СОЭ – 1 мм/час, ОРЭ (в % NaCl): min – 0,49, max – 0,40, ретикулоциты – 10 %, лейкоциты – 11,0х109/л, лейкоцитарная формула:
Б Э ММ П С Л М 1 7 5 10 50 22 5 |
Заключение. Гематокрит повышен, эритроцитоз, гиперхромемия, гиперхромия, снижение СОЭ, снижение осмотической резистентности эритроцитов, ретикулоцитоз, лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, относительная эозинофилия.
Пациент В. Гематокрит – 35 %, эритроциты – 3,5х1012/л, гемоглобин – 110 г/л, цветовой показатель – 0,7, СОЭ – 18 мм/час, ОРЭ (в % NaCl): min – 0,47, max – 0,32, ретикулоциты – 0,2 %, лейкоциты – 3,0х109/л, лейкоцитарная формула:
Б Э ММ П С Л М 1 3 0 0 50 30 16 |
Заключение. Гематокрит снижен, эритропения, гипохромемия, гипохромия (гипохромная анемия), увеличение скорости оседания эритроцитов, лейкопения со сдвигом лейкоцитарной формулы вправо, относительный миноцитоз.
Пакет заданий
1. Дайте определение понятиям «агглютинины» и «агглютиногены».
2. Перечислите агглютинины и агглютиногены системы АВ0.
3. Что такое реакция агглютинации? Объясните ее механизм.
4. Сколько групп крови выделяют по системе АВ0, что лежит в основе данного деления?
5. Где в крови находятся агглютиногены и агглютинины? Какое значение это имеет при переливании крови?
7. Дайте определение понятию «резус-фактор».
8. Что такое резус-фактор: агглютиноген или агглютинин? Где он содержится?
9. Какие исследования необходимо провести перед переливанием крови?
10. Что такое индивидуальная совместимость? Как она определяется?
11. Что такое биологическая совместимость? Как она определяется?
12. Что такое гемотрансфузионный шок? Объясните механизм его возникновения.
13. Почему рекомендуется переливать кровь только одноименной группы?
14. Изобразите схему допустимых сочетаний групп крови при переливании, дайте пояснения.
15. Можно ли при отсутствии одноименной группы крови в исключительных случаях переливать донорскую кровь другой группы? Если да, то почему и в каком объеме?
16. Почему при совпадении группы крови по системе АВ0 и резус-фактора у донора и реципиента обязательно проводятся пробы на индивидуальную и биологическую совместимость?
17. Какие системы групп крови, кроме АВ0, Вы знаете?
18. Объясните принципы наследования групп крови.
19. Перечислите основные причины, приводящие к резус-конфликту.
20. Почему реакция «антиген-антитело» происходит при повторном переливании резус-несовместимой крови?
21. В каких случаях возникает резус-конфликт «мать-плод»?
22. Объясните механизм возникновения резус-конфликта «мать–плод». Можно ли избежать этого явления?
23. Может ли развиться резус-конфликт между резус-отрицательным Rh (–) плодом и резус-отрицательной Rh (–) матерью?
24. Какие агглютинины проникают через плацентарный барьер?
25. Что произойдет при переливании крови от Rh (+) донора Rh (–) реципиенту:
– при первом переливании?
– при повторном переливании?
26. Почему вероятность возникновения резус-конфликта между Rh (–) матерью резко возрастает при второй беременности Rh (+) плодом?
27. Можно ли переливать кровь Rh (–) донора Rh (+) реципиенту?
28. Задача. Что произойдет, если реципиенту со II группой крови перелить 400 мл крови III группы?
29. Задача. Что произойдет, если реципиенту с III группой крови перелить 600 мл крови I группы?
30. Задача. Что произойдет, если реципиенту с IV группой крови перелить 300 мл крови II группы?
31. Задача. Что произойдет, если реципиенту с IV группой крови перелить 400 мл крови I группы?
32. Задача. У Rh (–) женщины вторая беременность, плод – Rh (+). Каков Ваш прогноз, если первая беременность была Rh (+) плодом и протекала с осложнениями?
33. Задача. Врач перед переливанием определил совместимость крови по системе АВ0 и резус-принадлежности, однако во время переливания крови развился гемотрансфузионной шок. В чем ошибки врача?
34. Задача. Можно ли перелить 1 л крови I группы реципиенту с IV группой? Ответ обоснуйте.
1. да;
2. только по жизненным показаниям при отсутствии одногруппной крови;
3. нет.
35. Задача. Может ли наблюдаться трансфузионный шок, связанный с резус-несовместимостью, при переливании крови от резус-отрицательного донора резус-положительному рецепиенту? Ответ обоснуйте.
1. нет;
2. да, при переливании больших количеств крови;
3. да, если реципиент – женщина с несколькими беременностями в анамнезе;
4. да, если донор – женщина с несколькими беременностями в анамнезе.
36. Может ли наблюдаться трансфузионный шок, связанный с резус-несовместимостью, при переливании эритроцитарной массы от резус-отрицательного донора резус-положительному реципиенту? Ответ обоснуйте.
1. нет;
2. да, при переливании больших количеств эритроцитарной массы;
3. да, если реципиент – женщина с несколькими беременностями в анамнезе;
4. да, если донор – женщина с несколькими беременностями в анамнезе.
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации