Тема 2.13. Человек и окружающая среда
Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Стресс и адаптация к нему организма человека. Биосфера — живая оболочка земли. В. И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Ноосфера — новое эволюционное состояние.
Демонстрация
Таблицы, слайды, иллюстрирующие влияние деятельности человека на биосферу.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки организма, его биологическую и социальную природу;
— строение и функции органов и систем органов человека.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать на муляжах, наглядных пособиях органы и системы органов человека;
— аргументированно доказывать необходимость борьбы с вредными привычками, стрессами;
— оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях и др.;
— применять меры профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
— соблюдать санитарно-гигиенические требования;
— соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии;
— приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;
— объяснять место и роль человека в биосфере.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— организовывать свою учебную деятельность;
— ставить учебные задачи;
— планировать и корректировать свою познавательную деятельность;
— объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
— сравнивать и классифицировать объекты;
— определять проблемы и предлагать способы их решения;
— применять методы анализа и синтеза;
— использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;
— представлять информацию в различных формах;
— составлять аннотации, рецензии, резюме;
— уметь делать сообщение, вести дискуссии.
Личностные результаты обучения
— воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к отечеству;
— формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;
— формирование целостного научного мировоззрения;
— осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
— знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
— формирование экологического мышления.
Резервное время — 5 ч.
Примерное тематическое планирование
Биология. Человек. 9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Тема | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Введение (9 ч) |
|
|
Место человека в системе органического мира | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный | Характеризуют место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека, делают выводы |
Происхождение человека | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство | Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека |
Краткая история развития знаний о строении функциях организма человека | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий | Объясняют роль наук о человеке для сохранения и поддержания его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в развитие знаний об организме человека |
Общий обзор строения и функций организма человека | Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза | Выявляют основные признаки организма человека. Называют основные структурные компоненты клеток, тканей, находят их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей, органов и систем органов человека. Различают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме |
Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (56 ч) |
|
|
Координация и регуляция | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс. Проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств | Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желез внутренней секреции и их строение. Объясняют механизм действия гормонов. Характеризуют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах, объясняют их функции. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Объясняют причины нарушения функционирования нервной системы. Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, распознают их на наглядных пособиях. Соблюдают меры профилактики заболеваний органов чувств |
Опора и движение | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц. Роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы | Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают части опорно-двигательной системы на наглядных пособиях. Определяют типы соединения костей. Описывают особенности химического состава и строения костей. Объясняют особенности строения скелетных мышц. Находят их на таблицах. Объясняют условия нормального развития опорно-двигательной системы. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательной системы |
Внутренняя среда организма | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета | Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки крови, называют их функции. Выявляют взаимосвязь между строением и функциями клеточных элементов в крови. Объясняют механизм свёртывания и принципы переливания крови. Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют ценность вакцинации и действие лечебных сывороток |
Транспорт веществ | Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение | Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Различают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем, описывают их строение. Описывают движение крови по кругам кровообращения. Называют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях |
Дыхание | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат | Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. Различают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающих и отравлении угарным газом |
Пищеварение | Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения | Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах. Объясняют особенности процессов пищеварения в различных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Аргументируют необходимость соблюдения гигиенических и профилактических мер нарушений работы пищеварительной системы |
Обмен веществ | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз | Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Объясняют особенности обмена органических веществ, воды и минеральный солей в организме человека. Объясняют роль витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза |
Выделение | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ | Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы, распознают её отделы на таблицах, муляжах. Описывают процесс мочеобразования. Соблюдают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы |
Покровы тела | Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение | Выявляют существенные признаки кожи, описывают её строение. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания. Учатся оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых солнечных ударах. Знакомятся с гигиеническими требованиями по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Доказывают необходимость их соблюдения |
Размножение и развитие | Система органов размножения, их строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи | Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Называют и описывают органы половой системы человека, указывают их на таблицах. Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. Определяют возрастные этапы развития человека |
Высшая нервная деятельность | Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека | Выделяют основные особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. Характеризуют существенные признаки поведения, связанные с особенностями психики человека. Описывают типы нервной системы. Объясняют значение сна, характеризуют его фазы |
Человек и его здоровье | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека | Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Знакомятся с нормами личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи. Доказывают необходимость вести здоровый образ жизни. Приводят данные, доказывающие пагубное воздействие вредных привычек |
Человек и окружающая среда | Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Стресс и адаптация к нему организма человека. Биосфера — живая оболочка земли. В. И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Ноосфера — новое эволюционное состояние | Приводят доказательства биосоциальной сущности человека. Объясняют место и роль человека в биосфере. Объясняют причины стресса и роль адаптации в жизни человека. Объясняют понятия «биосфера» и «ноосфера» |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) с 5 по 9 класс.
$k Сонин Н. И., Пасечник В. В. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.
$k Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание.
$k Кириленкова В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание.
$k Сонин Н. И., Сонина В. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.
$k Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание.
$k Томанова З. А., Сивоглазов В. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание.
$k Сонин Н. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы. Растения. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.
$k Сонин Н. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы. Растения. 7 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание.
$k Марина А. В., Сивоглазов В. И. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы. Растения. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание.
$k Сонин Н. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.
$k Сонин Н. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание.
$k Марина А. В., Сивоглазов В. И. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание.
$k Сапин М. Р., Сонин Н. И. Биология. Человек. 9 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.
$k Сапин М. Р., Сонин Н. И. Биология. Человек. 9 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание.
Петрова О. Г., Сивоглазов В. И. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание.
$k Биология. Рабочие программы. 5—9 классы / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
1Знание названий систематических таксонов не является обязательным для учащихся.
- Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9/18 ч)
- Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток. Клетка — живая система
- Тема 1.2. Ткани растений и животных
- Тема 1.3. Органы и системы органов
- Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (23/46 ч)
- Тема 2.1. Питание и пищеварение
- Тема 2.2. Дыхание
- Тема 2.3. Передвижение веществ в организме
- Тема 2.4. Выделение
- Тема 2.9. Рост и развитие
- Тема 2.10. Организм как единое целое
- Раздел 1. От клетки до биосферы (10 ч)
- Раздел 3. Царство Бактерии (4 ч)
- Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии
- Тема 2.2. Многообразие бактерий
- Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)
- Тема 3.1. Строение и функции грибов
- Тема 3.2 Многообразие и экология грибов
- Тема 3.3. Группа лишайники
- Раздел 4. Царство Растения (34 ч)
- Тема 4.1. Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология
- Тема 4.2. Отдел Моховидные
- Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные
- Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные
- Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения
- Тема 4.6. Эволюция растений
- Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)
- Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов
- Тема 5.2. Растения и человек
- Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ
- Раздел 1. Царство Животные (52 ч)
- Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных
- Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные
- Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные
- Тема 1.4. Кишечнополостные
- Тема 1.5. Тип Плоские черви
- Тема 1.6. Тип Круглые черви
- Тема 1.7. Тип Кольчатые черви
- Тема 1.8. Тип Моллюски
- Тема 1.9. Тип Членистоногие
- Тема 1.10. Тип Иглокожие
- Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные
- Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы
- Тема 1.13. Класс Земноводные
- Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся
- Тема 1.15. Класс Птицы
- Тема 1.16. Класс Млекопитающие
- Тема 1.17. Основные этапы развития животных
- Тема 1.18. Животные и человек
- Раздел 2. Вирусы (2 ч)
- Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов
- Раздел 3. Экосистема (10 ч)
- Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы
- Тема 3.2. Экосистема
- Тема 3.3. Биосфера — глобальная экосистема
- Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере
- Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере
- Тема 1.1. Место человека в системе органического мира
- Тема 1.2. Происхождение человека
- Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
- Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека
- Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (5/6 ч)
- Тема 2.1. Координация и регуляция
- Тема 2.2. Опора и движение
- Тема 2.3. Внутренняя среда организма
- Тема 2.4. Транспорт веществ
- Тема 2.5. Дыхание
- Тема 2.6. Пищеварение
- Тема 2.7. Обмен веществ и энергии
- Тема 2.13. Человек и окружающая среда