1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
Наряду с наукой, искусством, моралью и религией философия входит в систему духовной культуры общества, где все они существуют в качестве важнейших форм общественного сознания. Каждая из них отличается от другой по своему предмету, способу проявления, функционирования и роли в обществе.
Напомним, что философия возникла и исторически развивалась под влиянием мифологии, религии, обыденного и научного знания. Она рационально осмысливает транслируемые из более ранних форм мировоззрения проблемы бытия – о происхождении, устройстве, развитии, гармонии, перспективах мира и человека, связях между ними, ценностях и смысле человеческой жизни. Различные стороны этих проблем находят свое решение в современных науке, искусстве, морали. Философское мировидение, формирование проблемного поля философии, включая смысложизненные вопросы человеческого существования, вырабатываются при помощи философской рефлексии над основаниями всех сфер человеческой деятельности, культуры в целом, включая отмеченные выше области духовной культуры.
Фундамент всех сфер культуры составляют как знания, которые сформулированы в принципах, законах и понятиях и зафиксированы в соответствующих языковых конструкциях, так и ценности, служащие удовлетворению человеческих потребностей и обусловливающие интересы людей. Знания и ценности, накопленные культурой, являются предметом критического философского анализа, выявления общезначимых и непреходящих свойств бытия, смысложизненных ориентаций, поддерживающих стабильность человеческого существования в различные исторические эпохи, с учетом меняющегося мира и условий жизни.
В этом отношении философия зависит от других форм культуры. Однако благодаря такой связи она приобретает возможность выстраивать теоретическое обоснование перспектив жизни цивилизации во взаимосвязи с тенденциями развития мира, транслировать соответствующее знание, включая и сведения о несовершенстве человека, общества, их отношения к миру, самой культуре, будущим поколениям и тем самым воздействовать на мораль, искусство, науку, формирование новой культуры в целом.
Особое значение в подобной связке критической, интегрирующей, транслирующей, прогностической, конструирующей ролей философии придается постоянному переосмыслению и формированию новых знаний о непреходящих ценностях сфер морали, религии, искусства и науки: добре и зле, истине и заблуждении, красоте и уродстве, жизни и смерти, свободе и зависимости и т. д.
Особо следует подчеркнуть, что философия развивается во взаимодействии с наукой, имеющей первостепенное значение в сохранении жизнеспособности современного общества.
Древнегреческая философия фактически представляла собой поле объединения существующих в то время научных знаний, выступала их синонимом. Уже в античности во взаимосвязях философии и науки наметились три важнейшие тенденции, обусловившие их дальнейшее взаимозависимое развитие.
Во-первых, на состояние науки оказывал воздействие натурфилософский подход, основу которого составляли догадки и предположения, не подтвержденные опытными исследованиями, в силу этого соответствующее знание имело умозрительный характер.
Во-вторых, происходил процесс дифференциации наук, отделение их от философии как единственной аккумулирующей структуры познавательной деятельности. От философии отделились физика, астрономия, медицина. Этот процесс продолжался в эпоху Возрождения и в Новое время. В результате возникли классическая механика, биология и химия. Одновременно шел процесс разграничения сфер исследований частных наук и философии. Однако частные науки оперировали в основном эмпирическими данными, а философия в своих теоретических разработках обходила опытные данные науки, что вело к противопоставлению этих двух направлений познания и способствовало продолжению существования натурфилософского подхода.
Дифференциация областей научных исследований, усиливающийся разрыв и противопоставление теоретического и эмпирического знания, односторонность натурфилософского и эмпирического подходов, стремление представителей естествознания освободиться от влияния умозрительного знания обусловили возникновение в 30-х гг. XIX в. позитивистского способа решения проблемы взаимодействия философии и науки. Согласно этому подходу позитивным (положительным) считалось знание, производимое естественными науками, поскольку его истинность можно было подтвердить в опытах, оно оказывалось необходимым и полезным в практической деятельности. Философское же знание, привносящее в науку мировоззренческие вопросы, не выдерживало проверки на практическую полезность, рассматривалось как помеха для нормального развития науки, получения истинного знания и исключалось позитивистами из сферы научных исследований.
Позитивистский разрыв науки и философии фактически выражал требование их отождествления. Однако философия и наука не могут быть тождественными. Полем проверки истинности философских положений и выводов является не узко понимаемый опыт и даже не знания, подтвержденные в отдельной части мира, а историческая практика на длительных отрезках времени или даже за всю историю, культура в целом, включая и естествознание, общие структуры мироустройства, атрибутивные свойства бытия и т. д.
Философия и наука имеют сходство в том отношении, что выстраивают знания, свои выводы в логически доказательной теоретической форме. И философия, и наука имеют своей целью открытие и формулирование законов изучаемой реальности. Однако законы науки и философии отличаются по масштабу обобщения и глубине сущностных характеристик. Каждая наука «отыскивает» законы отдельной части мира, которую она изучает. Философия же исходит из целостности, единства, интеграции, взаимного, совместного развития, общих структур различных частей мира.
Хотя философия и опирается на науку и ищет в ней подтверждение своих принципов, законов и категориальных обобщений, она не сводится к совокупности научных знаний, а выражает в своих теоретических конструкциях, повторим, самые общие, существенные свойства всех тех областей реальности, которые исследуются различными науками.
Наука, стремясь к получению истинного знания, не только дифференцируется, избирает все новые неизученные фрагменты реальности, но и интегрируется, соединяет разнообразные знания, отыскивает общие принципы такого объединения и использует для этих целей категориальный аппарат философии, ее принципы, законы, знание общих закономерностей познавательной деятельности в качестве методологического руководства. Философия, в свою очередь, стремится включить фундаментальное научное знание в систему мировоззрения, разработку теории познания, философский метод, создание новых концепций о существовании мира, общества, человека и, тем самым, выстроить обновленную систему истинного философского знания.
В-третьих, тенденция плодотворного взаимодействия философии и науки зародилась еще в натурфилософской традиции (идея атома, идея гелиоцентристской системы и др.). Дифференциация знания, отделение от философии естественных наук стимулировали процессы уточнения специфики их предметных областей, акцентировали внимание части исследователей на познании единых принципов существования различных областей мира, изучаемых отдельными науками, способствовали поиску новых направлений взаимодействия философии и науки, разработке теории и методологии научного познания, соединению эмпирического и теоретического направлений научных поисков, осмыслению философских оснований развития науки.
Позитивистское разграничение философии и науки вызвало в итоге ответную активизацию философских и научных размышлений на путях формирования их нового единства в период бурного роста науки (XIX–XX вв.), глубокой и масштабной дифференциации, появления множества новых научных дисциплин и необходимости интеграции науки и философии для решения общекультурных проблем гармонизации отношений человека и мира, сохранения человечества в ситуации глобальных кризисных явлений.
В своем развитии, начиная от возникновения, философия опирается и одновременно воздействует на искусство как форму художественно-эстетического познания и представления сущностных связей, гармонии и красоты мира в художественных образах.
- Предисловие
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- 1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
- 1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции
- 1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии
- 1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
- 1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии
- Тема 2. Исторические типы классической философии (ч.1)
- 2.1 Философия Древнего Востока.
- 2.2. Античная философия.
- 2.3. Философия Средневековья и Возрождения.
- 2. 4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (ф. Бэкон, р. Декарт, г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
- 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- 2.6. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах)
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- 3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы
- 3.2. Иррационализм философии а. Шопенгауэра, с. Кьеркегора, ф. Ницше
- 3.3. Основные черты марксистской философии (к. Маркс, ф. Энгельс)
- 3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (г. Фреге, б. Рассел, а. Тарский и др.); лингвистический (л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)
- 3.7. Феноменология (э. Гуссерль, м. Мерло-Понти) и экзистенциализм (к. Ясперс, м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр, а. Камю)
- 3.8. Европейская религиозная философия: неотомизм (ж. Маритен, э. Жильсон и др.); неопротестантизм (к. Барт, р. Бультман, п. Тиллих и др.)
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия
- 4.1. Философия в контексте процессов национального возрождения.
- 4.2. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси
- 4.3. Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения.
- 4.4.-4.5. Пути и особенности развития русской философии. Русская историософия.
- 4.6 Русская философская мысль рубежа XIX–XX веков
- Раздел II. Философия бытия
- Тема 5. Метафизика и онтология
- 5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса в историческом развитии философии.
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии.
- 5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 5.4. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке.
- 5.5. Диалектика как философская теория развития.
- Тема 6. Философия природы
- 6.1. Природа в контексте философского и научного анализа.
- 6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы
- 6.3. Природа как среда обитания
- 6.4.Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в современной философии и науке
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии
- 7.3. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая
- 7.4. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке
- 7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)
- 7.6. Социокультурные модусы человеческого бытия (деятельность, коммуникация, социализация и др.)
- Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- 8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок (отражения) и культурно-исторических факторах становления (совместный труд, культура, язык и др.) сознания.
- 8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Перспективы создания искусственного интеллекта
- 8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- 9.1. Специфика познавательного отношения к миру. Теория познания, ее предмет и основные проблемы
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания.
- 9.3. Общая характеристика неклассической теории познания
- 9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм
- 9.5. Структура познавательного процесса
- 9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- 10.1. Понятие и роль науки в обществе
- 10.2. Наука как система знаний, как деятельность и социальный институт
- 10.3. Специфика научного познания
- 10.4. Структура и формы научного познания
- 10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности
- 10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания
- 10.7. Особенности классической, неклассической, постнекласси-ческой науки в ее историческом становлении
- 10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании
- 10.9. Роль науки в развитии техники.Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- 11.1 Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества: натуралистический, культуроцентристский, психологический; социологизм, историцизм и др.
- 11.2. Понятие общества как системы, его основные подсистемы и компоненты.
- 11.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
- Тема 12. Основные проблемы политической философии
- 12.1. Феномен власти и политики
- 12.2. Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней.
- 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- 12.4. Политические технологии в современном обществе
- 12.5. Классические и неклассические модели геополитики
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики
- 13.1. Общество как исторический процесс; антропосоциогенез. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы
- 13.2. Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества
- 13.3. Философские аспекты цивилизационной динамики
- 13.4. Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире
- Тема 14. Техника и ее роль в развитии цивилизации
- 1.14. Понятие техники и технологии
- 14.2. Происхождение техники
- 14.3. Природа технического знания
- 14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества
- 14.5.Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества.
- 14.6.Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники.
- Тема 15. Философия культуры
- 15.1. Понятие культуры, ее структура и функции.
- 15.2. Основные подходы к анализу культуры.
- 15.3. Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса.
- 15.4. Духовная жизнь общества.
- 15.5. Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества.
- Литература
- Философия: курс лекций для студентов
- 220006. Минск, Свердлова, 13а.