logo search
МР леч мед-проф пед 05

Желаем Вам отличного ответа на зачете!

Раздел VI

Пищеварение. Энергообмен.

Выделение

Занятие 7 (6.1)

Секреторная функция желудочно-кишечного тракта

? Экзаменационные вопросы по теме занятия

1. Пищеварение и его значение. Функции пищеварительного тракта. Типы пищеварения в зависимости от происхождения и локализации гидролаз. Методы изучения пищеварения.

2. Пищеварение в полости рта. Состав, физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция. Жевательный акт. Глотание, его фазы. Особенности моторики пищевода.

3. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции. Фазы отделения желудочного сока. Моторика желудка. Методы исследования секреторной и моторной функций желудка. Зондирование.

4. Пищеварение в 12-перстной кишке. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Регуляция панкреатической секреции.

5. Роль печени в пищеварении. Желчь, ее состав и физико-химические свойства, значение в пищеварении. Моторика желчного пузыря и желчных путей. Регуляция образования желчи и выделения ее в 12-перстную кишку.

6. Состав и свойства кишечного сока. Регуляция секреции кишечного сока. Полостной и мембранный гидролиз пищевых веществ. Характеристика пристеночного пищеварения. Моторная деятельность тонкой кишки и ее регуляция. Особенности пищеварения и моторики в толстой кишке.

Материалы для самостоятельной подготовки

Основная литература:

Дополнительная литература:

Практические работы

Внимание! Экзаменационный навык

Работа 1. Заключение о состоянии желудочной секре­ции по анализу желудочного сока

Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 287-294.

Работа 2. Исследование амилолитической способности слюны

Ход работы. В 2 пронумерованные пробирки наливают по 2,5 мл раствора крахмала, в первую пробирку добавляют 1 мл профильтрованной слюны, вторая пробирка – контрольная (в нее вместо слюны добавляют 1 мл дистиллированной воды). Пробирки ставят в термостат (t° = 37 °С) на 5 минут. Затем в обе пробирки добавляют по 1 капле 1 % раствора йода. По наличию и интенсивности синего окрашивания судят о количестве оставшегося крахмала, не подвергшегося ферментативному расщеплению.

Работа 3. Исследование роли желчи в эмульгировании жиров

Ход работы. В 2 пробирки наливают по 0,5 мл раствора подсолнечного масла и по 1 мл дистиллированной воды. В одну из пробирок добавляют 2-3 капли желчи, после чего обе пробирки интенсивно встряхивают до образования эмульсии. Пробирки устанавливают в штатив и оценивают стойкость образовавшейся эмульсии по времени разделения жировой и водной фаз.

Кроме этого, в видеоматериале к данному занятию Вам будут продемонстрированы:

1) ход операций:

2) наблюдение переваривающей способности желудочного сока при различных условиях (изменение рН, воздействие высокой температуры).

Пакет заданий

1. Что такое пищеварение? Значение пищеварения для организма. Перечислите отделы желудочно-кишечного тракта.

2. Опишите типы пищеварения.

3. Перечислите основные функции желудочно-кишечного тракта.

4. Перечислите дополнительные функции желудочно-кишечного тракта.

5. Перечислите методы изучения пищеварения.

6. Перечислите группы ферментов, вырабатываемых в желудочно-кишечном тракте.

7. Что такое секреторная функция?

8. Назовите железы ротовой полости, опишите их строение и характер секреции.

9. Охарактеризуйте количество, состав (специфические вещества, ферменты) слюны. Перечислите факторы, обеспечивающие барьерную функцию слюны в отношении микроорганизмов.

10. Какие пищевые вещества подвергаются расщеплению в ротовой полости?

11. Назовите основные железистые клетки желудка, принимающие участие в образовании желудочного сока.

12. Опишите физико-химические свойства желудочного сока (количество, цвет, прозрачность, pН).

13. Перечислите специфические вещества желудочного сока.

14. Охарактеризуйте виды муцина и его значение для пищеварения в желудке.

15. Укажите роль соляной кислоты в пищеварении.

16. Перечислите ферменты желудочного сока. Укажите ферменты, расщепляющие белки в желудке. Каковы точки приложения пепсинов?

17. В каком состоянии выделяется пепсин? Назовите механизмы его активации.

18. Расщепляются ли углеводы в желудочном соке? Почему?

19. Какие жиры расщепляются в желудке? Почему?

20. Какие пищеварительные соки действуют в полости двенадцатиперстной кишки?

21. Охарактеризуйте поджелудочную железу как железу смешанной секреции.

22. Опишите состав сока поджелудочной железы. Назовите группы ферментов, участвующих в пищеварении.

23. Перечислите протеазы, нуклеазы, карбогидразы поджелудочной железы.

24. В чем заключается роль панкреатической липазы в пищеварении?

25. Опишите механизм активации трипсиногена и химотрипсиногена.

26. Укажите роль печени в пищеварении.

27. Опишите состав, количество, физико-химические свойства желчи. Укажите роль желчных кислот в пищеварении.

28. Охарактеризуйте состав сока тонкой кишки.

29. Опишите роль протеаз, нуклеаз, карбогидраз и липазы сока тонкого кишечника.

30. Назовите точки приложения протеаз на полипептидную цепь белков.

31. Опишите состав сока толстой кишки.

32. Охарактеризуйте роль микрофлоры в пищеварении.

Решение ситуационных задач

(они представлены в отдельном Сборнике).