Желаем Вам отличного ответа на зачете!
Раздел VI
Пищеварение. Энергообмен.
Выделение
Занятие 7 (6.1)
Секреторная функция желудочно-кишечного тракта
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Пищеварение и его значение. Функции пищеварительного тракта. Типы пищеварения в зависимости от происхождения и локализации гидролаз. Методы изучения пищеварения.
2. Пищеварение в полости рта. Состав, физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция. Жевательный акт. Глотание, его фазы. Особенности моторики пищевода.
3. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции. Фазы отделения желудочного сока. Моторика желудка. Методы исследования секреторной и моторной функций желудка. Зондирование.
4. Пищеварение в 12-перстной кишке. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Регуляция панкреатической секреции.
5. Роль печени в пищеварении. Желчь, ее состав и физико-химические свойства, значение в пищеварении. Моторика желчного пузыря и желчных путей. Регуляция образования желчи и выделения ее в 12-перстную кишку.
6. Состав и свойства кишечного сока. Регуляция секреции кишечного сока. Полостной и мембранный гидролиз пищевых веществ. Характеристика пристеночного пищеварения. Моторная деятельность тонкой кишки и ее регуляция. Особенности пищеварения и моторики в толстой кишке.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 2 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, Ю.В. Наточин и др./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – Глава 9, раздел 9.1-9.3.4. – С. 4-25; п/раздел 9.4.3. – С. 38-41; п/раздел 9.5.1. – С. 43-52; п/раздел 9.6.1-9.6.3. – С. 56-70; п/раздел 9.7.2. – С. 79-80; п/раздел 9.8-9.9.– С. 82-87.
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 323-329, 334-340, 344-346, 354-355, 357-359, 361-362, 364-365.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 442-471.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 99-130.
Киселев В.И. Физиология висцеральных систем (Физиология дыхания. Физиология пищеварения. Энергетический обмен, тепловой обмен, терморегуляция. Физиология выделения): учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – С. 47-76.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – Глава 4, раздел 3, С. 215-234.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 252-256.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 79-83.
Конспект лекции «Секреторная функция желудочно-кишечного тракта».
Практические работы
Внимание! Экзаменационный навык
Работа 1. Заключение о состоянии желудочной секреции по анализу желудочного сока
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 287-294.
Работа 2. Исследование амилолитической способности слюны
Ход работы. В 2 пронумерованные пробирки наливают по 2,5 мл раствора крахмала, в первую пробирку добавляют 1 мл профильтрованной слюны, вторая пробирка – контрольная (в нее вместо слюны добавляют 1 мл дистиллированной воды). Пробирки ставят в термостат (t° = 37 °С) на 5 минут. Затем в обе пробирки добавляют по 1 капле 1 % раствора йода. По наличию и интенсивности синего окрашивания судят о количестве оставшегося крахмала, не подвергшегося ферментативному расщеплению.
Работа 3. Исследование роли желчи в эмульгировании жиров
Ход работы. В 2 пробирки наливают по 0,5 мл раствора подсолнечного масла и по 1 мл дистиллированной воды. В одну из пробирок добавляют 2-3 капли желчи, после чего обе пробирки интенсивно встряхивают до образования эмульсии. Пробирки устанавливают в штатив и оценивают стойкость образовавшейся эмульсии по времени разделения жировой и водной фаз.
Кроме этого, в видеоматериале к данному занятию Вам будут продемонстрированы:
1) ход операций:
по выведению протока околоушной слюнной железы у собаки;
наложению фистулы желудка;
формированию изолированного желудочка по методу И. П. Павлова;
2) наблюдение переваривающей способности желудочного сока при различных условиях (изменение рН, воздействие высокой температуры).
Пакет заданий
1. Что такое пищеварение? Значение пищеварения для организма. Перечислите отделы желудочно-кишечного тракта.
2. Опишите типы пищеварения.
3. Перечислите основные функции желудочно-кишечного тракта.
4. Перечислите дополнительные функции желудочно-кишечного тракта.
5. Перечислите методы изучения пищеварения.
6. Перечислите группы ферментов, вырабатываемых в желудочно-кишечном тракте.
7. Что такое секреторная функция?
8. Назовите железы ротовой полости, опишите их строение и характер секреции.
9. Охарактеризуйте количество, состав (специфические вещества, ферменты) слюны. Перечислите факторы, обеспечивающие барьерную функцию слюны в отношении микроорганизмов.
10. Какие пищевые вещества подвергаются расщеплению в ротовой полости?
11. Назовите основные железистые клетки желудка, принимающие участие в образовании желудочного сока.
12. Опишите физико-химические свойства желудочного сока (количество, цвет, прозрачность, pН).
13. Перечислите специфические вещества желудочного сока.
14. Охарактеризуйте виды муцина и его значение для пищеварения в желудке.
15. Укажите роль соляной кислоты в пищеварении.
16. Перечислите ферменты желудочного сока. Укажите ферменты, расщепляющие белки в желудке. Каковы точки приложения пепсинов?
17. В каком состоянии выделяется пепсин? Назовите механизмы его активации.
18. Расщепляются ли углеводы в желудочном соке? Почему?
19. Какие жиры расщепляются в желудке? Почему?
20. Какие пищеварительные соки действуют в полости двенадцатиперстной кишки?
21. Охарактеризуйте поджелудочную железу как железу смешанной секреции.
22. Опишите состав сока поджелудочной железы. Назовите группы ферментов, участвующих в пищеварении.
23. Перечислите протеазы, нуклеазы, карбогидразы поджелудочной железы.
24. В чем заключается роль панкреатической липазы в пищеварении?
25. Опишите механизм активации трипсиногена и химотрипсиногена.
26. Укажите роль печени в пищеварении.
27. Опишите состав, количество, физико-химические свойства желчи. Укажите роль желчных кислот в пищеварении.
28. Охарактеризуйте состав сока тонкой кишки.
29. Опишите роль протеаз, нуклеаз, карбогидраз и липазы сока тонкого кишечника.
30. Назовите точки приложения протеаз на полипептидную цепь белков.
31. Опишите состав сока толстой кишки.
32. Охарактеризуйте роль микрофлоры в пищеварении.
Решение ситуационных задач
(они представлены в отдельном Сборнике).
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации