«Физиология высшей нервной деятельности»
Уровень Ваших знаний по данному разделу будет проконтролирован и оценен в ходе итогового тестового контроля (см. Занятие 17 данных «Методических рекомендаций…»). Предлагаем Вам использовать для самостоятельной подготовки перечень экзаменационных вопросов по данному разделу и список дополнительной литературы.
? Экзаменационные вопросы
1. Особенности организации и функционирования спинного мозга, его рефлекторная и проводниковая функции. Продолговатый мозг, его основные функции, рефлексы. Физиология среднего мозга, функциональная характеристика его структур, рефлекторная деятельность. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма.
2. Ретикулярная формация ствола мозга и ее нисходящее и восходящее влияния. Таламус. Функциональная характеристика специфических и неспецифических ядер таламуса. Гипоталамус, его функции, механизмы реализации. Лимбическая система мозга. Ее роль в формировании биологических эмоций и мотиваций.
3. Кора больших полушарий, её морфофункциональная характеристика. Методы изучения функций коры больших полушарий. Электроэнцефалография (ЭЭГ), способы отведения, основные типы ритмов ЭЭГ, их характеристика. Эхоэлектроэнцефалография (ЭхоЭГ). Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорные, ассоциативные и моторные области коры, их характеристика.
____________________________________________________
1Материал изучается самостоятельно (на практическом занятии не рассматривается). Оценка знаний по разделу осуществляется непосредственно в ходе итогового тестового контроля (см. следующее занятие).
4. Межполушарные взаимоотношения. Функциональная асимметрия коры больших полушарий Парность в деятельности коры больших полушарий мозга.
5. Анализаторы. Их структура и физиологическое значение. Общие свойства анализаторов. Функции анализаторов, их характеристика, закономерности функционирования периферической части анализатора, значение проводниковой части анализатора, роль центральной части анализатора.
6. Зрительный анализатор. Строение и функции оптической системы глаза, аккомодация, аномалии рефракции. Зрачковый рефлекс. Сетчатка глаза, ее функции, рецепторный аппарат. Молекулярные основы фоторецепции и ее сопряжение с электрогенезом элементов сетчатки. Теории цветного зрения. Роль проводниковой и центральной частей зрительного анализатора.
7. Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппараты периферического отдела слухового анализатора, их характеристика. Строение и функции внутреннего уха. Кортиев орган, его строение и функция. Теории восприятия звука. Физиология вестибулярного, тактильного и температурного анализаторов.
8. Биологическое значение боли. Структура и характеристика ноцицептивной системы. Классификация рецепторов и нервных проводников. Роль центральных структур в ноцицепции. Нейрохимические механизмы ноцицепции. Антиноцицептивная система, роль отдельных структур мозга в антиноцицепции. Нейрохимические механизмы антиноцицепции. Взаимодействие ноцицептивных и антиноцицептивных систем.
9. Условные рефлексы. Характерные признаки условных рефлексов, отличие условных рефлексов от безусловных. Классификация условных рефлексов, их биологическое значение. Условия выработки условного рефлекса. Периоды формирования условного рефлекса. Механизм образования условного рефлекса. Временная связь, основные процессы, обеспечивающие ее формирование. Динамический стереотип, его свойства.
10. Корковое торможение, его виды, их характеристика. Физиологические механизмы сна. Фазы сна, их классификации и характеристика. Теории сна. Сновидения. Биологическое значение сна.
11. I и II сигнальные системы, их характеристика. Речь, формирование функции речи. Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.
12. Потребности и мотивации. Классификация потребностей, их характеристика. Мотивации, их классификация и биологическое значение в формировании целенаправленной деятельности человека. Механизм формирования гомеостатических мотиваций.
13. Эмоции, функции эмоций. Теории эмоций, механизмы формирования эмоций. Отрицательные и положительные эмоции, их биологическое значение. Фундаментальные эмоции, их характеристика.
14. Память. Врожденная и приобретенная память. Классификации приобретенной памяти. Виды памяти, их характеристика. Процессы восприятия, запечатления, запоминания, хранения информации, воспроизведения и забывания, их характеристика. Теории долговременной памяти.
15. Функциональная система поведенческого акта. Центральная архитектоника функциональной системы поведенческого акта, основные ее элементы, их взаимодействие и значение в формировании целостной поведенческой реакции.
Для подготовки к занятию мы рекомендуем Вам использовать знания, полученные в ходе изучения раздела, а также материалы лекций и учебника.
Если у Вас появилось желание более углубленно изучить тот или иной вопрос раздела или подготовить сообщение (реферат) по одной из тем, Вашему вниманию предоставляется список дополнительной литературы по разделу «Физиология высшей нервной деятельности» (см. «Перечень литературы по нормальной физиологии» данных «Методических рекомендаций…").
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации