logo search
МР леч мед-проф пед 05

«Физиология высшей нервной деятельности»

Уровень Ваших знаний по данному разделу будет проконтролирован и оценен в ходе итогового тестового контроля (см. Занятие 17 данных «Методических рекомендаций…»). Предлагаем Вам использовать для самостоятельной подготовки перечень экзаменационных вопросов по данному разделу и список дополнительной литературы.

? Экзаменационные вопросы

1. Особенности организации и функционирования спинного мозга, его рефлекторная и проводниковая функции. Продолговатый мозг, его основные функции, рефлексы. Физиология среднего мозга, функциональная характеристика его структур, рефлекторная деятельность. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма.

2. Ретикулярная формация ствола мозга и ее нисходящее и восходящее влияния. Таламус. Функциональная характеристика специфических и неспецифических ядер таламуса. Гипоталамус, его функции, механизмы реализации. Лимбическая система мозга. Ее роль в формировании биологических эмоций и мотиваций.

3. Кора больших полушарий, её морфофункциональная характеристика. Методы изучения функций коры больших полушарий. Электроэнцефалография (ЭЭГ), способы отведения, основные типы ритмов ЭЭГ, их характеристика. Эхоэлектроэнцефалография (ЭхоЭГ). Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорные, ассоциативные и моторные области коры, их характеристика.

____________________________________________________

1Материал изучается самостоятельно (на практическом занятии не рассматривается). Оценка знаний по разделу осуществляется непосредственно в ходе итогового тестового контроля (см. следующее занятие).

4. Межполушарные взаимоотношения. Функциональная асимметрия коры больших полушарий Парность в деятельности коры больших полушарий мозга.

5. Анализаторы. Их структура и физиологическое значение. Общие свойства анализаторов. Функции анализаторов, их характеристика, закономерности функционирования периферической части анализатора, значение проводниковой части анализатора, роль центральной части анализатора.

6. Зрительный анализатор. Строение и функции оптической системы глаза, аккомодация, аномалии рефракции. Зрачковый рефлекс. Сетчатка глаза, ее функции, рецепторный аппарат. Молекулярные основы фоторецепции и ее сопряжение с электрогенезом элементов сетчатки. Теории цветного зрения. Роль проводниковой и центральной частей зрительного анализатора.

7. Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппараты периферического отдела слухового анализатора, их характеристика. Строение и функции внутреннего уха. Кортиев орган, его строение и функция. Теории восприятия звука. Физиология вестибулярного, тактильного и температурного анализаторов.

8. Биологическое значение боли. Структура и характеристика ноцицептивной системы. Классификация рецепторов и нервных проводников. Роль центральных структур в ноцицепции. Нейрохимические механизмы ноцицепции. Антиноцицептивная система, роль отдельных структур мозга в антиноцицепции. Нейрохимические механизмы антиноцицепции. Взаимодействие ноцицептивных и антиноцицептивных систем.

9. Условные рефлексы. Характерные признаки условных рефлексов, отличие условных рефлексов от безусловных. Классификация условных рефлексов, их биологическое значение. Условия выработки условного рефлекса. Периоды формирования условного рефлекса. Механизм образования условного рефлекса. Временная связь, основные процессы, обеспечивающие ее формирование. Динамический стереотип, его свойства.

10. Корковое торможение, его виды, их характеристика. Физиологические механизмы сна. Фазы сна, их классификации и характеристика. Теории сна. Сновидения. Биологическое значение сна.

11. I и II сигнальные системы, их характеристика. Речь, формирование функции речи. Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.

12. Потребности и мотивации. Классификация потребностей, их характеристика. Мотивации, их классификация и биологическое значение в формировании целенаправленной деятельности человека. Механизм формирования гомеостатических мотиваций.

13. Эмоции, функции эмоций. Теории эмоций, механизмы формирования эмоций. Отрицательные и положительные эмоции, их биологическое значение. Фундаментальные эмоции, их характеристика.

14. Память. Врожденная и приобретенная память. Классификации приобретенной памяти. Виды памяти, их характеристика. Процессы восприятия, запечатления, запоминания, хранения информации, воспроизведения и забывания, их характеристика. Теории долговременной памяти.

15. Функциональная система поведенческого акта. Центральная архитектоника функциональной системы поведенческого акта, основные ее элементы, их взаимодействие и значение в формировании целостной поведенческой реакции.

Для подготовки к занятию мы рекомендуем Вам использовать знания, полученные в ходе изучения раздела, а также материалы лекций и учебника.

Если у Вас появилось желание более углубленно изучить тот или иной вопрос раздела или подготовить сообщение (реферат) по одной из тем, Вашему вниманию предоставляется список дополнительной литературы по разделу «Физиология высшей нервной деятельности» (см. «Перечень литературы по нормальной физиологии» данных «Методических рекомендаций…").