Тема. Основные типы биомов суши.
Цель: закрепить знания по флоре и фауне континентов во всем многообразии их эволюционных связей.
Задание:
На контурную карту мира нанести природные зоны.
В пределах природных зон охарактеризовать каждый тип биомы (схема 4).
Перечислить основные виды растений и животных, свойственные каждому биому.
Дать характеристику следующим понятиям: «кампас», «льянос», «маквис», «гарига», «фригана», «шибляк». «финбош», «чапараль», «скрэб», «каатинга».
Определить отношение флоры (по материалам оранжереи географического факультета) к биомам суши.
Определить отношение фауны (по материалам зоологического музея) к биомам суши. Составить таблицу по биомам суши, куда разносятся представители только типа хордовых, классы: амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие (табл.6).
Необходимые материалы и инструменты: карта природных зон мира, контурная карта мира, схема биотических регионов суши, чертежные инструменты.
Литература:
Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография мира. М.: Высш. шк., 1982.
Киселев В.Н. Биогеография с основами экологии. Мн., Университетское, 1995.
Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Леме Ж. Основы биогеографии. Пер. с фр. Л.: Гидрометеоиздат, 1981.
Таблица 4. (образец). Распространение беспозвоночной фауны в Мировом океане (на суше)
№ п/п | Таксоны | Области | ||||||
Бореально-Атлантическая | Арктическая | Антарктическая | Тропико-Тихоокеанская | Тропико-Атлантическая | Субантарктическая | Бореально-Рацифическая | ||
1 | Тип Губки класс Спонгиевые вид Джубини |
+ |
|
|
|
|
|
|
2 | Тип Кольчатые черви класс Многощетинковые вид Пололо |
|
|
|
+ |
|
|
|
3 | Тип Моллюски класс Двухстворчатые вид Наутилус |
|
|
+ |
|
|
|
|
4 | Тип Членистоногие класс Ракообразные вид Омар Камчатский краб |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
Таблица 5. (образец). Распространение фауны позвоночных на суше и в океане (зоогеография)
№ п/п | Таксоны | Царства, области | |||||
Нотогея | Неогея | Арктогея | |||||
Австралийская | Неотропическая | Эфиопская | Восточная | Голарктическая | Антарктическая | ||
1 | Класс Круглоротые подкласс Миноги вид Минога речная Минога ручьевая |
|
|
|
|
+ + |
|
2 | Класс Рыбы отряд Карпообразные вид Вьюн |
|
|
|
|
+ |
|
3 | Класс Птицы отряд Голенастые вид Китоглав отряд Страусы вид Казуар |
+ |
| + |
|
|
|
4 | Класс Амфибии отряд Бесхвостые вид Квакши и т.д. |
|
+ |
|
|
+ |
|
Таблица 6. (образец). Распространение фауны по биомам суши
№ п/п | Таксоны | Тип биома | ||||||
Тундра | Леса умеренного пояса | Степи | Пустыни | Саванны | Влажные экваториальные леса | Жестколистные леса и кустарники | ||
1 | Класс Млекопитающие отряд Грызуны вид Лемминг копытный отряд Хищники вид Гепард отряд Копытные вид Кабарга |
+
|
+ |
|
|
+ |
|
|
2 | Класс Птицы отряд Воробьиные вид Серая ворона |
+ + |
+ + |
+ |
+
|
+ |
+ |
+ + |
Тема. 1. Состав и систематическая структура фауны. (4 часа)
Задание 1. Изучить систематические группы беспозвоночных животных, экспонированных в зоологическом музее биологического факультета.
Для выполнения задания необходимо внимательно изучить каждый тип группы беспозвоночных животных. Записать в конспект к какому классу, отряду относятся представленные виды. Отметить в конспекте местообитания экспонированного вида (республика, океан, озера, реки, горы и др.).
Задание 2. Изучить классификацию, представленных в зоомузее экспонатов типа хордовых.
Задание выполняется по той же схеме, что и первое. Записываются в конспект классы, отряды, семейства и виды типа хордовых. Особенно тщательно отмечаются местообитания экспонированных представителей фауны (республика, природные зоны, моря, озера и др.).
- Практикум по курсу «биогеография с основами экологии»
- Основные требования к занятиям
- Тема. Ареал. Типы ареалов.
- Тема. Культурные растения. Центры происхождения культурных растений.
- Примерное описание пряно-ароматического растения.
- Индивидуальные задания:
- Тема. Флора и растительность земного шара. Флористические регионы суши.
- Примерная характеристика Капского царства и отдельных видов растений этого региона
- Индивидуальные задания:
- Тема. Фауна Земли. Фаунистические регионы суши.
- Индивидуальные задания:
- Тема. Основные типы биомов суши.
- Тема 2. Распространение фауны. (6 часов)
- Флористические особенности царств