logo search
Практ

Тема. Основные типы биомов суши.

Цель: закрепить знания по флоре и фауне континентов во всем многообразии их эволюционных связей.

Задание:

  1. На контурную карту мира нанести природные зоны.

  2. В пределах природных зон охарактеризовать каждый тип биомы (схема 4).

  3. Перечислить основные виды растений и животных, свойственные каждому биому.

  4. Дать характеристику следующим понятиям: «кампас», «льянос», «маквис», «гарига», «фригана», «шибляк». «финбош», «чапараль», «скрэб», «каатинга».

  5. Определить отношение флоры (по материалам оранжереи географического факультета) к биомам суши.

  6. Определить отношение фауны (по материалам зоологического музея) к биомам суши. Составить таблицу по биомам суши, куда разносятся представители только типа хордовых, классы: амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие (табл.6).

Необходимые материалы и инструменты: карта природных зон мира, контурная карта мира, схема биотических регионов суши, чертежные инструменты.

Литература:

  1. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография мира. М.: Высш. шк., 1982.

  2. Киселев В.Н. Биогеография с основами экологии. Мн., Университетское, 1995.

  3. Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. М.: Изд-во МГУ, 1987.

  4. Леме Ж. Основы биогеографии. Пер. с фр. Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

Таблица 4. (образец). Распространение беспозвоночной фауны в Мировом океане (на суше)

№ п/п

Таксоны

Области

Бореально-Атлантическая

Арктическая

Антарктическая

Тропико-Тихоокеанская

Тропико-Атлантическая

Субантарктическая

Бореально-Рацифическая

1

Тип Губки

класс Спонгиевые

вид Джубини

+

2

Тип Кольчатые черви

класс Многощетинковые

вид Пололо

+

3

Тип Моллюски

класс Двухстворчатые

вид Наутилус

+

4

Тип Членистоногие

класс Ракообразные

вид Омар

Камчатский краб

+

+

Таблица 5. (образец). Распространение фауны позвоночных на суше и в океане (зоогеография)

№ п/п

Таксоны

Царства, области

Нотогея

Неогея

Арктогея

Австралийская

Неотропическая

Эфиопская

Восточная

Голарктическая

Антарктическая

1

Класс Круглоротые подкласс Миноги

вид Минога речная

Минога ручьевая

+

+

2

Класс Рыбы

отряд Карпообразные

вид Вьюн

+

3

Класс Птицы

отряд Голенастые

вид Китоглав

отряд Страусы

вид Казуар

+

+

4

Класс Амфибии

отряд Бесхвостые

вид Квакши

и т.д.

+

+

Таблица 6. (образец). Распространение фауны по биомам суши

№ п/п

Таксоны

Тип биома

Тундра

Леса умеренного пояса

Степи

Пустыни

Саванны

Влажные экваториальные леса

Жестколистные леса и кустарники

1

Класс Млекопитающие

отряд Грызуны

вид Лемминг копытный

отряд Хищники

вид Гепард

отряд Копытные

вид Кабарга

+

+

+

2

Класс Птицы

отряд Воробьиные

вид Серая ворона

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тема. 1. Состав и систематическая структура фауны. (4 часа)

Задание 1. Изучить систематические группы беспозвоночных животных, экспонированных в зоологическом музее биологического факультета.

Для выполнения задания необходимо внимательно изучить каждый тип группы беспозвоночных животных. Записать в конспект к какому классу, отряду относятся представленные виды. Отметить в конспекте местообитания экспонированного вида (республика, океан, озера, реки, горы и др.).

Задание 2. Изучить классификацию, представленных в зоомузее экспонатов типа хордовых.

Задание выполняется по той же схеме, что и первое. Записываются в конспект классы, отряды, семейства и виды типа хордовых. Особенно тщательно отмечаются местообитания экспонированных представителей фауны (республика, природные зоны, моря, озера и др.).