logo search
Концепции современного естествознания

Концепции современного естествознания (ксе) Вводная лекция

Цель курса Целью курса является изучение наиболее универсальных методов и законов современного естествознания и формирование на базе полученных знаний целостного взгляда на окружающий мир. К концу курса мы должны:

  1. иметь представление о современных проблемах и тенденциях в развитии естествознания;

  2. овладеть естественнонаучным методом познания;

  3. уметь использовать естественнонаучный метод в сфере гуманитарных наук.

Курс концепции современного естествознания введен не так давно и является продуктом междисциплинарного синтеза, это значит, что этот курс появился вследствие крупных достижений естественных наук. Концепция - это взгляд человека на жизнь. Конкретное применение естествознания повседневно имеет место в нашей жизни, напр., криминалистика, где на основе естественнонаучных знаний идёт анализ вещественных доказательств и т.п. КСЕ – концепции современного естествознания. Проблема двух культур Проблема двух культур - Чарльз Сноу (философ, писатель, англичанин) в 50-60 гг. обозначил данную проблему. Проблема заключалась в различии между естествознанием и общественными науками. Единая культура человечества стала распадаться на две части: естественнонаучную и гуманитарную.

Единая культура

Естественнонаучная

Гуманитарно-художественная

Научно-рациональный способ познания (существует только то, что есть на самом деле).

Художественно-образный способ познания (духовный мир, который не доступен обычному восприятию).

<-проблема взаимоотношений двух культур->

Предметная область

Природа

Человек, общество

Однако оказалось, что человек это часть природы, и с точки зрения культуры и науки рассмотрение человека и природы надо проводить в единой предметной области. Таким образом, целостное представление о единой картине мира может сложиться только тогда, когда знания, полученные из разных областей науки друг друга дополняют. Именно Чарльз Сноу увидел самодостаточность этих двух культур, но к счастью проблема двух культур не перешла к стадии антагонистических противоречий, т.к. вместо разрыва, два компонента сошлись на новом качественном уровне - выработка общенаучных методов познания, общей методологии, интеграция наук. Эти два компонента взаимно дополняют и обогащают друг друга, они позволили выработать универсальные подходы для решения любых проблем. Ура! Концепции естествознания постоянно меняются, это зависит от научных открытий, достижений (но они должны быть достаточно важны, что бы можно было пересматривать основы науки). Проблемы мировой цивилизации Научно-техническая революция помимо ряда преимуществ, породила и ряд проблем. Мы сегодня живем в техногенном обществе (цивилизации). Техногенное общество - это общество, постоянно изменяющее свои основания бытия, в котором главной идеей развития является идея преобразования окружающего мира и подчинения природы человеку.

Цивилизации

Традиционные

Техногенные

Науке не принадлежит столь определяющая роль

Идея преобразования природы человеком

Основу данного общества составляют традиции

Традиции как таковые отсутствуют

Примеры: древняя Индия, Китай, Египет, государства 3-го мира.

Развитые государства нашего времени

Глобальные проблемы, порожденные цивилизацией: 1. Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. Только сейчас человечество стало смертным, в век ядерного оружия - впервые за свое существование. 2. Нарастающий экологический кризис в глобальных масштабах. Человек это часть природы, а с другой стороны, человек это деятельное существо, которое своими действиями преобразует природу. Сегодня (и всегда) мы делаем (делали) все, что бы максимально использовать природу, и соответственно от интенсивности такого использования растут экологические проблемы. 3. Проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры. Современный антропологический кризис вызван влиянием интенсивных изменений в окружающем мире. Побочные социально-психологические факторы:

  1. появление "одностороннего" человека;

  2. манипулирование сознанием;

  3. формирование личности в постоянно меняющемся мире или проблема социализации личности.

В техногенной цивилизации человеку принадлежит активная преобразующая роль, его цель заставить природу служить себе. Уровни организации материального мира:

  1. Мир неживой природы.

  2. Живое вещество.

  3. Общество.

Это направление единого мирового процесса (от 1 до 3). Эти три уровня взаимосвязаны 1 и 2, 2 и 3, и между ними возникают противоречия. И эти противоречия преобразуются в проблемы мировой цивилизации. Все эти вышеуказанные проблемы можно подразделить на две группы: экологические проблемы и проблемы ноосферогенеза (сфера разума по учению Вернадского, надо помнить школьную программу). Последнее в настоящее время по-своему уровню стало сравнимо с геологической силой (т.е. природной). Здесь имеется в виду, что, обладая знаниями, человек обладает огромной силой для преобразования всего и вся. Суть этих проблем заключается в глобальном противоречии: человек, обладая огромными возможностями влияния на сферу своего существования, вошел в противоречие с самим собой как частью природы. С одной стороны желание активно воздействовать на природу, а с другой - такие возможности гибельны для живой природы. Проблема сохранения человеческой личности - это современный антропологический кризис. Проблема адаптации в окружающем мире. В традиционных цивилизациях такой проблемы не было, т.к. традиции были настолько устойчивы, что не менялись долгое время. В нашем обществе человек постоянно переходит из одной социальной группы в другую. И человек подвержен негативному влиянию, напр., уход человека в секты, т.е. уход человека от активной деятельности. Главным уходом от жизни являются религиозные войны. Необходима выработка стратегической философии выживания. Ее разработка возможна только на базе естественнонаучных рациональных знаний. Кризис конфликтных ситуаций проник в сферу образования (сейчас там наблюдается две тенденции: дифференциация и глобализация). Надо преодолеть кризис между гуманитарными знаниями и естественными. Для нас, гуманитариев, надо знать общие, концентрированные знания по естествознанию. Для этого нам надо знать, что такое наука.