02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
Фил-ия – древняя наука, берущая свое начало в античности, в 6-7 в. д.н.э. Фил-ия и методология науки – сравнит-о молодое направлен. фил-и, окончательно оформл. только в 20-м в. Оно ставит перед собой задачу исследов. феномена науки, т.е. понимания того, что такое научное знание, каковы условия его существ-ия и раз-ия. В первую очередь имеется в виду наука в том виде, как она возникла в 17-м веке после работ Галилея и Ньютона. Тогда была создана первая научн. система в современ. смысле этого слова. Это была механика – наука о простейших видах движений, выраж-ся в геометр-ом перемещ-и в простр-е под действ. сил тяжести. Впоследствии появилось множество новых наук – химия, биолог., психолог., социолог. Развивалась и сама физика: усложнялась механика, в работах Фарадея и Максвелла была создана теория электромагн-ых процес., наконец, в 20-м в. появил. квантовая физика, теория относит-ти, статистическая физика. Во вт. пол. 20-го в. появил. такие науки, как кибернетика и синергетика. Одним словом, после своего появления в 17-м в. наука прочно вошла в нашу жизнь, определила наше мировоз-ие и картину мира, изменила жизнь современ-го чел-ка. Сфера научного познания постоянно расшир-я, и не удивительно, что вскоре после появления науки, многие мыслители попытались понять, что же она такое, в чем секрет ее эффект-и. Так постепенно в фил-и после 17 в. формируется направление исследований, пытающееся понять феномен науки. Это направление и получило название «Фил-ия и методология науки».
В вопросе отношения к фил-ии как к науке возник. непростая проблема определ-ия качества фил-го сознания. Так, например, Б. Рассел трактовал фил-ию как нечто промежу-ое между теологией и наукой, а С.Л.Франк утверждал, что фил-ия представляет собой сверхнаучное интуитивное учение о мирово-и, тесно связанное с религиозной мистикой. Н.Бердяев выступал против научности фил-и, поскольку научность по его мнению есть применение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке, а такой подход неверен, т.к. в области духовной жизни, сфер культуры такие критерии недейственны в полной мере. Часто фил-и отказывают в претензии на научность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некоторая мыслительная деятельность «философствование». Еще одной отличит. особен-ю фил-и от науки назыв. невозможность установ-я четких границ для определения ее предмета. Ни одно из определений, принятых в современной логике, не подходит для фил-и в силу, с одной стороны, ее универсальности, а с другой – ее личностного характера. Для выхода из этой ситуации в фил-ии используется перечисление и анализ основных проблем, исследуемых ею и составляющих соответственно ее предмет. В отличие от науки любая совокупность вопросов, определяющих содержание предмета фил-и, не является завершенной. В отличие от науки фил-я не претендует на общезначимость результатов своих исследований. Фил-я в отличие от науки строго индивидуальна и личностна. Главной целью для фил-и является истина. Для науки характерна объективность, в фил-и отстраненность мыслителя от объекта исследов-ия невозможна. Как специализированное теоретическое обоснование мировоз-ия, фил-я облад. рядом несомненных признаков научного знания: системностью, фиксированием в логических категориях и законах, доказательностью, объективной истинностью. Еще Аристотель считал ее лучшей из наук. Согласно натурфил-и фил-я позвол. умозрительно, путем только анализа понятий о свойствах предметов, а не фактов, выработать всеохватывающее и завершенное знание о природе. Натурфилософы искали критерий истинности в самой фил-и. Позитивисты же (О.Конт, Г.Спенсер) объявляли, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней фил-ей. Наука якобы вообще не объясняет, а, опираясь на опыт и эмпирическое исследование. Однако неразумно вытеснять фил-ию вообще за рамки научного знания, поскольку в процессе развития фил-и накапливались понятия, идеи, концепции и обобщения, подтверждаемые общественно-исторической практикой человечества и обладающие объективной истинностью.И все-таки фил-я представляет собой специфич-ий элемент ку-ры, такое духовное явление, кот. не умещается в жесткие рамки предъявляемых к науке требований.
Наука исследует мир во всем его конкретном многообразии, а фил-я выявляет челов-ое видение действит-и как системного единого целого.Т. о., нельзя однозначно ответить на вопрос о том, является ли фил-я наукой или нет. В историческом процессе на эту проблему выделены были 3 основн. взгляда: фил-я – наука о сознании; фил-я – наука; фил-я не является наукой.
Проблема научности фил-ии. В античности фил-ия – царица наук, в средневековье фил-ия не утратила статус науки (служанка религии), в новое время науки выделились, но остались на основах фил-ии. Возник. проблема метода, т.е. фил-ия остается методологич. основой наук. Фил-ия – основа научного познания. В 19 в (позитивизм) естественные и гуманит. науки не нуждаются в фил-ии. У фил-ии нет объекта исслед-ия. Спенсер: «фил-ия д.б. всеобщей систематизацией, д. обобщать и строить общую картину мира.» Наука оперирует логикой, но она м. привести к заблужд. У фил-ии появл. новый смысл(занятие) – язык науки. Постпозитивизм. Обет исследования – наука. Фил-ия изучает как развиваются научные знания. Предлагает принципы: проверка опытом; принцип фальсификации(теория м. претендовать на статус науки если она опровержима (искл. теория Маркса и психоанализ). 21 в. акцент делается на синтезе гуманит. и естественно-научн. знания. Синтез субъекта и объекта. Сам себя наблюдаю и познаю.
- 02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
- 3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
- 04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.
- 05. Предмет, социокультурный статус и функции философии
- 06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах
- 08. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.
- 09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
- 10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
- 11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
- 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.
- 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
- 14. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении
- 15. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины
- 16. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека
- 17. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности.
- 18. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования
- 19.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания
- 20.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь.
- 21. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии
- 22. Ценности чел. Жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия
- 23 Антропологический кризис в современной техногенной цивилизации.
- 24. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.
- 25. Основные стратегии исследования социальной реальности.
- 26. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
- 27. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.
- 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
- 29. Понятие культуры (к.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).
- 30. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.
- 31. Мораль, искусство и религия как формы регуляции поведения и отношения человека к миру.
- 32 Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания
- 33. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.
- 34. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси
- 35.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. Институт и система знания.
- 36. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
- 37. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания.
- 38. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук
- 39. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени
- 40. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе
- 41. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода.
- 42. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории
- 43. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.
- 44. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания.
- 45. Системный подход(сп) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания.
- 46. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.
- 47. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний
- 49. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании
- 50. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок.
- 51. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.
- 52. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.
- 53. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности и основные виды социальных технологий в практическом использовании науки.
- 54. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
- 55 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
- 56. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания
- 57. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности
- 2 Типы научной рациональности
- 58. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук.
- 59. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов
- 60. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации
- 61. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.
- 63. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.
- 64. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации.