Тема 6. Антропология и этническая история
6.1. Антропологические комплексы Восточной Европы
2.3. Биографические статьи В рамках учебного курса подобрано или составлено 90 кратких биографических статей. Эти материалы посвящены ученым, деятельность которых так или иначе упоминается в тексте учебника. Многие из этих людей - специалисты в области физической антропологии, работы которых определяют направление развития нашей науки. Ссылки на все представленные ниже персоналии вы найдете на страницах курса: Алексеев В.П., Алексеева Т.И., Анучин Д.Н., Аристотель, Артамонов М.И., Бадер О.Н., Блуменбах И.Ф., Боас Ф., Богатенков Д.В., Богданов А.П., Брока П., Бужилова А.П., Бунак В.В., Бэр К.М., Бюффон Ж.-Л., Вавилов Н.И., Вейденрейх Ф., Вернадский В.И., Геккель Э., Гексли Т.Г., Гельвеций К.А., Герасимов М.М., Гиппократ, Глащенкова И.А., Година Е.З., Головнин В.М., Гремяцкий М.А., Грмм Г., Дарвин Ч.Р., Дебец Г.Ф., Деникер Ж., Дидро Д., Добжанский Т., Добролюбов Н.А., Дробышевский С. В., Дюбуа Э., Загорский П.А., Зограф Н.Ю., Зубов А.А., Ивановский А.А., Клиорин А.И., Козловская М.В., Кольцов Н.К., Кочеткова В.И., Крашенинников С.П., Кречмер Э., Крузенштерн И.Ф., Кювье Ж., Ламарк Ж.-Б., Ландштейнер К., Леви-Брюль Л., Левин М.Г., Леви-Стросс К., Линней К., Лисянский Ю.Ф., Лукреций Кар, Майр Э., Марр Н.Я., Мартин Р., Медникова М.Б., Миклашевская Н.Н., Миклухо-Маклай Н.Н., Негашева М.А., Никитюк Б.А., Окладников А.П., Пирсон К., Пифагор Самосский, Радищев А.Н., Решетов В.Ю., Рогинский Я.Я., Рычков Ю.Г., Седов В.В., Селье Г., Спенсер Г., Страбон, Татищев В.Н., Тейяр де Шарден П., Фоули Р., Фрейд З., Харитонов В.М., Хейердал Т., Хрисанфова Е.Н., Хундт М., Чебоксаров Н.Н., Чекановский Я., Чепурковский Е.М., Чернышевский Н.Г., Чтецов В.П., Энгельс Ф., Ярхо А.И. 3. Работа с видеоматериалами и занятия в музеях 3.1. Видеоматериалы
В комплект учебника входит несколько коротких фрагментов документальных сериалов и научно-популярных фильмов, тематика которых совпадает с содержанием нашего курса. Ряд из этих видеофильмов может быть рекомендован для факультативного просмотра, в том числе:
"Встреча с предками" ("Meet the Ancestors") // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 2001; Союз-Видео, 2002.
"Прогулки с пещерным человеком" ("Walking with Caveman") // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 1992; Союз-Видео, 2004.
"Мир обезьян" ("Cousins") // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 2000; Союз-Видео, 2003.
"Мужчина и женщина" ("The Human Sexes") // Документальный сериал. BBC Worldwide Ltd., 1997; Союз-Видео, 2001.
3.2. Занятия в музеях В качестве факультативных занятий по ряду тем нашего курса уместно посещение постоянно действующих музейных экспозиций, связанных с изучением биологии и истории человека.
Ниже мы приводим краткий перечень адресов и телефонов московских музеев, посещение которых может быть рекомендовано в ходе изучения нашего курса (см. также: http://www.museum.ru):
НИИ и Музей антропологии МГУ (ул. Моховая, 18; тел.: 203-6609);
Государственный Дарвиновский музей (ул. Вавилова, 57; тел.: 132-1047);
Зоологический музей МГУ (ул. Большая Никитская, 6/2; 203-7998);
Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова (ул. Профсоюзная, 138; 339-4544);
Медицинский музей НИЦ РАМН (Сухаревская пл., 3, стр. 1; 978-0659);
Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева (ул. Малая Грузинская, 15; тел.: 252-0749);
Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского (ул. Моховая, 11, стр. 2; 292-0943);
Музей археологии Москвы (Манежная пл., 1А; тел.: 292-4171).
Желательно, чтобы экскурсионная работа организовывалась преподавателем и проводилась с группой студентов - это повышает эффективность и организованность занятий. Основные задачи этих занятий:
демонстрация наиболее интересных материалов и документов, относящихся к основному содержанию курса;
повышение заинтересованности в овладении дисциплиной;
развитие навыков самостоятельного изучения проблем курса на основе умения извлекать информацию из объектов музейной экспозиции;
изменение акцента внимания при изложении материала (смена обстановки, изменение эмоционального фактора обучения).
На каждое занятие в музее следует отводить не менее (но и не более) четырех часов. Желательно, чтобы после проведения практических занятий в музее у студента оставалась возможность продолжить осмотр экспозиции музея или завершить самостоятельную работу.
Занятие в музее следует построить из пяти частей:
Начало занятия - рекомендуется уделить 1 ч на знакомство в целом с экспозицией музея, историей его создания и т.д.
Экскурсия, лекция, беседа со студентами по отдельным экспонатам, более глубокое изучение тем курса на практическом материале.
Самостоятельная работа студентов в залах музея по индивидуальным заданиям. Обычно самостоятельная работа связана с зарисовками, комментариями к ним, составлением схем, таблиц, графиков и т.д. Преподавателю следует индивидуально проконтролировать темп выполняемой студентом работы, оказать ему помощь, ответить на вопросы.
Прием и оценка студенческих самостоятельных работ.
Подведение итогов занятия, разбор типовых ошибок, ориентация на следующее занятие.
Безусловно, такие экскурсии могут быть организованы студентом самостоятельно. К сожалению, как показывает практика, в таком случае Вам, скорее всего, не удастся ознакомиться со многими принципиально важными экспонатами музеев. 4. Методические указания по выполнению самостоятельных работ 4.1. Письменные самостоятельные работы
Самостоятельная работа по курсу проводится в целях выработки и закрепления на практике полученных знаний и навыков. Наш курс ознакомительный, формально он не требует от студентов получения какого-то исчерпывающего знания о предмете антропологии. Тем не менее авторам хотелось бы, чтобы в результате работы студенты научились:
критически оценивать различные теории, гипотезы и т.п., выдвинутые исследователями для объяснения явления биологической изменчивости человека и его эволюционных предшественников;
грамотно и самостоятельно использовать терминологию и методологию представленной научной дисциплины;
рассуждать и анализировать, основываясь на сравнении имеющихся в наличии различных научных фактов и версий.
Наиболее удобная форма проверки степени освоенности знаний и навыков подобного рода - письменные работы (рефераты, курсовые и дипломные работы), представляющие своего рода микроисследования или модели будущих исследований. Процесс выполнения любой письменной работы строится определенным способом и состоит из ряда этапов: Этап 1. Определение темы работы. Это весьма сложный и ответственный этап, от успеха которого зависит состоятельность всей работы. При выборе темы работы обратите внимание на то, что помимо Вашего интереса к конкретному вопросу или его кажущейся простоты, Вы должны заранее представлять все трудности, связанные с доступностью информации, литературы и прочих материалов, необходимых для качественного раскрытия темы. Побеспокойтесь об этом заранее (!), проконсультируйтесь у преподавателей. Этап 2. Формулировка общих и частных целей и задач вашей работы (исследования). Прежде всего, полученный Вами результат должен быть адекватен затраченному на его получение труду и времени (взвесьте, сколько времени и сил будет потрачено на выполнение работы, убедитесь, что аналогичная работа уже не была с успехом выполнена кем-то другим - не напрасен ли Ваш труд?). Просмотрев предложенный список письменных работ, обратите внимание на то, что Ваша работа может быть не только реферативной, но и исследовательской. Понятно, что в рамках данного курса Вы не сможете собрать качественные антропологические материалы, однако "поэкспериментировать" с опубликованными данными Вам никто не запрещает. Обратите внимание, что выполненная Вами работа - это работа начинающего исследователя и, скорее всего, Вам не удастся сделать мировое научное открытие. В связи с этим постарайтесь, чтобы результаты вашей работы были интересны не только для Вас как автора, но и для аудитории (например, Вашей учебной группе), а также и для преподавателя. Составив предварительный план работы, не поленитесь проконсультироваться с преподавателем. Наконец, не забывайте, что проконсультировавшись с педагогом, Вы можете изменить любую из предложенных тем или предложить собственную тему. Этап 3. Поиск и отбор источников информации и литературы, на базе которых будет выполнена работа. Начать эту работу следует с внимательной проработки соответствующей темы (тем) учебника, проработки хрестоматийных и дополнительных материалов - скорее всего, необходимые библиографические ссылки у Вас уже имеются. Изучите литературу к теме, затем (если это необходимо) переходите к изучению опубликованных источников в библиотеке. Не забывайте, что ряд полезных ссылок можно также получить, поработав с биографическими статьями, ряд доступен на CD-носителях или в сети Internet. При работе с источником всегда старайтесь определить его авторство, степень достоверности (в качестве основы можно использовать материал нашего учебника), оценить достоинства и недостатки, а также полезность для Вашей работы. Этап 4. Процесс исследования и подготовка текста. Универсального "рецепта" написания научной работы не существует - каждое исследование уникально, а его ход связан с выбранной темой и наличием материалов. Вопросам методики исследования уделено достаточно много места практически во всех учебных темах нашего курса - читайте, выбирайте. Единственное обязательное условие - в ходе работы подробно и внимательно оформляйте ссылки на использованные источники. Грамотное цитирование - одна из основ, на которой держится любая современная наука. Общие требования к оформлению печатной работы представлены ниже. Этап 5. Защита работы. Ваша задача в ходе защиты работы - за короткое время, и при этом интересно, обстоятельно, четко и наглядно изложить полученные результаты. При наличии технического обеспечения (компьютера, проектора и экрана) совсем неплохо организовать мультимедийное сопровождение вашего доклада, выводя на экран наиболее важные положения работы и иллюстрации. 4.2. Оформление письменных работ
Ваше исследование должно смотреться солидно и строго. Для этого существуют установленные правила оформления письменной работы (в разных учебных заведениях они могут отличаться, мы говорим об общих моментах). Как правило, работа должна включать элементы, оформленные определенным образом:
титульный лист (обязательно указывается название учебного заведения; название структурного подразделения учебного заведения (факультета, кафедры); название Вашей работы; данные об авторе; данные о преподавателе, выпустившем работу; город и учебный год);
содержание (оглавление), которое разворачивается максимально подробно (до пунктов и подпунктов) с указанием номеров страниц, рекомендуется использовать индексационную рубрикацию заголовков (примерно так, как это сделано в данном электронном курсе);
основную (содержательную) часть - распечатывается на бумаге формата А4. Общие правила: поля текста не менее 2,5 см со всех сторон, набор шрифтом 12-14 кегля, через 1,5-2 интервала. В конце заголовков точки не ставятся. Остальные требования могут сильно отличаться (уточните в Вашем ВУЗе).
Не забывайте аккуратно оформлять библиографические сноски. В качестве примера такого оформления можете использовать любую из тем данного учебного комплекса.
- Богатенков дмитрий владимирович
- Дробышевский станислав владимирович
- Алексеева татьяна ивановна
- Благодарности
- Методические рекомендации "введение в антропологию"
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Тема 3. Концепции антропогенеза
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- Тема 5. Расовое многообразие человечества
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Тема 3. Концепции антропогенеза
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Желаем успешной работы!
- Программа курса "введение в антропологию"
- 1.5. Развернутая структура курса
- Раздел I. Введение в антропологию
- Раздел II. Происхождение человека
- Раздел III. Расовая и этническая антропология
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Раздел I. Введение в антропологию
- Тема 1. Антропология - наука о человеке
- Тема 2. Немного теории и методики
- Тема 5. Расовое многообразие человечества
- Тема 6. Антропология и этническая история
- Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость
- Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- Тема 9. Экологическая антропология
- Раздел I. Введение в науку тема 1. Антропология - наука о человеке
- 1.1. "Лирическое" вступление: Чего мы хотим?
- 1.2. Антропология (история термина)
- 1.3. Предмет науки
- 1.4. Становление антропологии в России
- 1.4.1. Истоки антропологических исследований в России (XVIII в.)
- 1.4.2. Антропологические работы к.М. Бэра (первая половина XIX в.)
- 1.4.3. Антропология в XIX в.: общественный и научный интерес к науке
- 1.4.4. Антропологическая "школа" а.П. Богданова
- 1.4.5. Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи
- 1.4.6. Начало "советского периода" российской антропологии
- 1.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Теория и методика
- 2.1. Контуры науки
- 2.1.1. Антропологи изучают изменчивость
- 2.1.2. Традиционные направления исследования
- 2.1.3. "Новые" горизонты антропологии
- 2.2. Наши объекты
- 2.2.1. Объекты и уровни исследования в антропологии
- 2.2.2. Популяция: относительность определения
- 2.2.3. Популяция человека и популяционная структура
- 2.2.4. Антропологическая выборка
- 2.2.5. Древняя популяция: антропологи верят в удачу
- 2.3. Наши признаки
- 2.3.1. Классификация антропологических признаков
- 2.3.2. Антропометрические признаки
- 2.3.3. Морфология мягких тканей лица
- 2.3.4. Пигментация
- 2.3.5. Волосяной покров
- 2.3.6. Дерматоглифические признаки
- 2.3.7. Одонтологические признаки
- 2.3.8. Дискретные эпигенетические признаки
- 2.3.9. Полиморфные биохимические системы
- 2.4. Изучение изменчивости: методические вопросы
- 2.4.1. Описание объектов: основные статистические показатели
- 2.4.2. Вероятностный характер явлений: "наши частные проблемы"
- 2.4.3. Многомерные методы: "новые" признаки и все та же изменчивость
- 2.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Раздел II. Происхождение человека тема 3. Концепции антропогенеза
- 3.1.1. Что сделал Дух?
- 3.1.2. До чего вознеслась мысль?
- 3.1.3. Что сказала наука?
- 3.2. Как можно узнать истину?
- Биологические науки:
- Физические науки:
- Социальные науки:
- 3.3. Кто наши родственники?
- 3.3.1. Систематика приматов
- 3.3.2. Зеркало человеческой души. Кривое ли зеркало?
- 3.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Антропогенез - взгляд в прошлое
- 4.1. Кто наши предки?
- 4.1.1. Прародина
- 4.1.2. Гоминидная триада
- 4.1.3. Наши предшественники - наши предки?
- 4.1.4. Первые люди - наши предки
- 4.2. Моноцентризм, дицентризм и полицентризм: сколько у нас предков?
- 4.3. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- 5.1.2. Расовое многообразие и проблема восприятия
- 5.1.3. Первые схемы (ф. Бернье, к. Линней, и. Блюменбах, ж. Бюффон)
- 5.1.4. Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм
- 5.1.5. Расы, расизм и социал-дарвинизм
- 5.2. Расовые признаки
- 5.2.1. Свойства расовых признаков
- 5.2.2. Раса, религия, язык и тип хозяйства
- 5.2.3. Раса, этнос, народ и нация
- 5.2.4. Сколько признаков у расы?
- 5.2.5. Почему возникли расовые признаки: адаптивная ценность
- 5.2.6. История рас
- 5.2.7. Как возникли расы: изоляция
- 5.2.8. Как возникли расы: метисация
- 5.2.9. Автогенетические процессы и половой отбор
- 5.3. Концепции расоведения
- 5.3.1. Типологическая концепция
- 5.3.2. Популяционная концепция
- 5.3.3. Историческая концепция
- 5.3.4. Раса: миф или реальность?
- 5.4. Расы человека и их классификации
- 5.4.1. Принципы расовых классификаций
- 5.4.2. Варианты классификаций
- 5.4.3. Классификация и. Деникера (1889-1902 гг.)
- 5.4.4. Классификация в. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.)
- 5.4.5. Система г.Ф. Дебеца (1958 г.)
- 5.4.6. Классификация я.Я. Рогинского и м.Г. Левина (1963 г.)
- 5.4.7. Классификация в.В. Бунака (1980 г.)
- 5.5. Расовое многообразие Земли
- 5.5.1. Как мы будем описывать расы Земли
- 5.5.2. Начало пути - Африка
- 5.5.3. Продолжение - Европа и Передняя Азия
- 5.5.4. Индия, Австралия и Океания
- 5.5.5. Продолжаем путь - Азия
- 5.5.6. Окончание пути - Америка
- 5.6. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 6. Антропология и этническая история
- 6.1. Этническая антропология
- 6.1.1. Этническая антропология. От биологии к истории
- 6.1.2. Объекты исследования: этнос и популяция
- 6.1.3. Скрытая опасность (о статистике, логике и здравом смысле)
- 6.2. Антропологический материал как исторический источник
- 6.2.1. Антропологический материал: когда его использовать
- 6.2.2. Общий принцип работы
- 6.2.3. Изучение древних миграций
- 6.2.4. Автохтонное развитие
- 6.2.5. "Подводные камни": объем популяции и дрейф генов
- 6.2.6. Структура популяции и бесконечная перспектива изучения
- 6.3. Восточные славяне: история и современность
- 6.3.1. Истоки исследований
- 6.3.2. Гипотезы, экспедиции и новые материалы
- 6.3.3. Обобщенный антропологический портрет русских
- 6.3.4. Региональные антропологические типы русских
- 6.3.5. Славяне
- 6.3.6. Истоки восточнославянских народов
- 6.3.7. Прародина славян
- 6.3.8. Колонизация восточнославянских племен (эпоха средневековья)
- 6.3.9. Восточные славяне в эпоху позднего средневековья
- 6.4. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- 7.1.1. Онтогенез и возрастная антропология
- 7.1.2. Фундаментальные характеристики ростового процесса
- 7.1.3. Кривая роста человека (изменения длины и веса тела)
- 7.1.4. Кривые роста различных тканей и систем организма
- 7.1.5. Нелинейность роста, суточный рост и циркадные ритмы
- 7.2. Периодизация роста и развитие человека
- 7.2.1. Упорядоченность роста (канализирование, наверстывающий рост и критические периоды развития)
- 7.2.2. Схемы периодизации онтогенеза
- 7.3. Биологический возраст и факторы, регулирующие развитие
- 7.3.1. Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст
- 7.3.2. О критериях биологического возраста
- 7.3.3. Зубной возраст
- 7.3.4. Развитие зубной системы и факторы, регулирующие этот процесс
- 7.3.5. Общее представление о механизмах развития скелета
- 7.3.6. Определение скелетного возраста
- 7.3.7. Половой диморфизм и развитие скелета
- 7.3.8. Несколько слов о генетике пола
- 7.3.9. Перипубертатный период и становление репродуктивной системы
- 7.3.10. Критерии половой зрелости
- 7.4. Эпохальные тенденции изменения темпов развития
- 7.4.1. Эпохальная акселерация и ретардация
- 7.4.2. Некоторые факты
- 7.4.3. Попытки объяснения
- 7.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 8. Конституциональное разнообразие
- 8.1. Понятие о конституции человека
- 8.2. Компоненты тела
- 8.2.1. Понятие о компонентах тела
- 8.2.2. Способы определение компонентов тела
- 8.2.3. Хорошего человека должно быть много?
- 8.2.4. Возрастная изменчивость компонентов тела
- 8.2.5. Половые различия и изменчивость компонентов тела
- 8.3. Конституциональные схемы
- 8.3.1. Конструирование конституции
- 8.3.2. Основа всего - координаты телосложения
- 8.3.3. Схемы г. Виола и л. Мануврие (конституции по пропорциям тела)
- 8.3.4. Схема телосложения к. Сиго (все определяет среда)
- 8.3.5. Схема э. Кречмера (все определяет наследственность)
- 8.3.6. Конституциональные схемы в.В. Бунака (точность методики)
- 8.3.7. Женская конституция по и.Б. Галанту
- 8.3.8. Соматотипы детей и подростков по в.Б. Штефко и а.Д. Островскому
- 8.3.9. Конституции у. Шелдона (возможна ли непрерывная типология?)
- 8.3.10. Система б. Хит и л. Картера (конституция как открытая система)
- 8.3.11. Конституции по в.П. Чтецову, м.И. Уткиной и н.Ю. Лутовиновой
- 8.3.12. Система в.Е. Дерябина (апостериорный подход к описанию изменчивости)
- 8.4. Функциональные (физиологические) аспекты
- 8.4.1. Биохимическая индивидуальность
- 8.4.2. Функциональная конституция
- 8.4.3. Несколько слов о цикличности биохимических процессов
- 8.5. Психологические аспекты
- 8.5.1. Возможна ли такая связь?
- 8.5.2. Взгляды э. Кречмера
- 8.5.3. Работы у. Шелдона
- 8.5.4. Немного порассуждаем
- 8.6. Генетические основы
- 8.7. Конституция и медицина
- 8.7.1. Понятие физического развития
- 8.7.2. Телосложение и заболевания - снова говорим только о тенденциях
- 8.8. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Тема 9. Экологическая антропология
- 9.1. Экологическое направление науки о человеке
- 9.1.1. Антропоэкология изучает приспособительную изменчивость
- 9.1.2. Живая планета: экологические факторы и экологические зоны
- 9.1.3. Адаптация
- 9.1.4. Акклиматизация и физиологический стресс
- 9.1.5. Наш собственный способ адаптации: среда-культура-человек
- 9.1.6. Относительность адаптации
- 9.1.7. Если адаптация относительна - как ее оценить?
- 9.2. Тенденции экологической изменчивости
- 9.2.1. Работы т.И. Алексеевой: что читать
- 9.2.2. География некоторых морфологических признаков
- 9.2.3. География некоторых физиологических и биохимических признаков
- 9.2.4. Химические элементы в среде и в составе тела человека
- 9.2.5. Питание
- 9.3. Гипотеза адаптивных типов
- 9.3.1. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли
- 9.3.2. Основные характеристики адаптивных типов
- 9.3.3. Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире
- 9.4. Реконструкция прошлого: историческая экология
- 9.4.1. Историческая антропоэкология
- 9.4.2. Какую информацию мы получаем
- 9.5. Резюме
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки
- Темы курсовых работ и рефератов
- Список литературы Обязательная
- Рекомендуемая и цитированная
- Классики Антропологии
- Вопросы для самопроверки Вопросы для самопроверки к теме 1
- Вопросы для самопроверки к теме 2
- Вопросы для самопроверки к теме 3
- Вопросы для самопроверки к теме 4
- Вопросы для самопроверки к теме 5
- Вопросы для самопроверки к теме 6
- Вопросы для самопроверки к теме 7
- Вопросы для самопроверки к теме 8
- Вопросы для самопроверки к теме 9
- Список литературы Список литературы к теме 1
- Список литературы к теме 2
- Список литературы к теме 3
- Список литературы к теме 4
- Список литературы к теме 5
- Список литературы к теме 6
- Список литературы к теме 7
- Список литературы к теме 8
- Список литературы к теме 9
- Темы курсовых работ и рефератов Темы курсовых работ и рефератов к теме 1
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 2
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 3
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 4
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 5
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 6
- Темы курсовых работ и рефератовк теме 7
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 8
- Темы курсовых работ и рефератов к теме 9
- Хрестоматийный материал к теме 5
- Хрестоматийный материал к теме 6
- Хрестоматийный материал к теме 7
- Хрестоматийный материал к теме 8
- Хрестоматийный материал к теме 9