Желаем Вам отличного ответа на зачете!
Раздел VII
Физиология высшей нервной деятельности
Занятие 7.11
Частная физиология ЦНС
? Экзаменационные вопросы по теме занятия
1. Особенности организации и функционирования спинного мозга, его рефлекторная и проводниковая функции. Продолговатый мозг, его основные функции, рефлексы. Физиология среднего мозга, функциональная характеристика его структур, рефлекторная деятельность. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма.
2. Ретикулярная формация ствола мозга и ее нисходящее и восходящее влияния. Таламус. Функциональная характеристика специфических и неспецифических ядер таламуса. Гипоталамус, его функции, механизмы реализации. Лимбическая система мозга. Ее роль в формировании биологических эмоций и мотиваций.
3. Кора больших полушарий, ее морфофункциональная характеристика. Методы изучения функций коры больших полушарий. Электроэнцефалография (ЭЭГ), способы отведения, основные типы ритмов ЭЭГ, их характеристика. Эхоэлектроэнцефалография (ЭхоЭГ). Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорные, ассоциативные и моторные области коры, их характеристика.
4. Межполушарные взаимоотношения. Функциональная асимметрия коры больших полушарий. Парность в деятельности коры больших полушарий мозга.
Материалы для самостоятельной подготовки
Основная литература:
Физиология человека: Учебник / В двух томах. Т. 1 / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин и др. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. – глава 4, раздел 4.2. – С. 134-206.
____________________________________________________
1Внимание! Материал изучается самостоятельно, на практических занятиях не рассматривается
Дополнительная литература:
Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1985. – С. 111-148.
Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 194-218, 232-244, 250-255.
Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 244-268.
Киселев В.И. Интегративная функция мозга. Учебное пособие. Учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 140-165.
Киселев В.И. Общая и частная физиология: учебное пособие. – Барнаул: Параграф, 2007. – С. 326-340.
Основы оценки функций организма человека / Киселев В.И., Шахматов И.И., Шарапова П.Х. и др. // учебное пособие под ред. В.И. Киселёва. – Барнаул: Параграф, 2006. – С. 394-402.
Шарапова П.Х., Лобанов Ю.Ф., Шахматов И.И., Киселев В.И. Физиологические особенности детей разного возраста: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО АГМУ, 2008. – С. 11-24.
Конспект лекций «Частная физиология ЦНС. Спинной, средний и задний мозг»; «Частная физиология ЦНС. Мозжечок, промежуточный мозг». «Частная физиология ЦНС. Передний мозг. Лимбическая система. Базальные ганглии». «Частная физиология ЦНС. Передний мозг. Кора больших полушарий. Содружественная деятельность и функциональная асимметрия КБП».
Практические работы
Работа 1. Исследование рефлекторных реакций человека
Ход работы – см. раздел «Регуляция физиологических функций» данных «Методических рекомендаций…» – Занятие 2.1. Работа 6.
Работа 2. Клинический анализ электроэнцефалограммы
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 394-398.
Помимо изучения клинического анализа, предлагаем Вам ознакомиться с основными ритмами ЭЭГ и их характеристиками.
Альфа-ритм. Частота – 8-13 колебаний/сек, амплитуда составляет 50 мкВ.
Бета-ритм. Частота 14-30 колебаний/сек, амплитуда – 25 мкВ.
Тета-ритм. Частота 4-7 колебаний/сек, амплитуда – 100-300 мкВ.
Дельта-ритм. Частота 0,5-3,5 колебаний/сек, амплитуда – 100-300 мкВ.
Результаты: …
Вывод: Опишите, какой отдел ЦНС ответственен за осуществление каждого из исследованных рефлексов.
Работа 3. Эхоэнцефалография
Ход работы – см. «Основы оценки функций организма человека», С. 398-402.
Работа 4. Стереотаксическая методика
Стереотаксическая техника широко применяется для введения в различные подкорковые структуры стимулирующих и отводящих подкорковых электродов и микропипеток. Для точного попадания в исследуемые подкорковые ядра в экспериментах используют животных, имеющих средние размеры черепа.
Стереотаксический прибор состоит из специальных держателей, с помощью которых голова фиксируется всегда в строго определенном положении относительно рамы стереотаксиса. Ушные держатели вводят в наружные слуховые проходы. Снизу голову животного фиксируют подведением пластин под верхнюю челюсть. Сверху закрепляют глазные держатели, давящие на нижние края орбит. Для человека разработаны значительно более сложные стереотаксические приборы. Для точного определения координат подкорковых структур созданы стереотаксические атласы мозга различных животных.
Особое значение приобретают стереотаксическая техника и метод электрофизиологического контроля для нейрохирургической клиники. Известно, что целый ряд тяжелых хронических заболеваний ЦНС поддается только хирургическому лечению, которое сводится к локальному разрушению определенных подкорковых ядер. В связи с этим появилась новая дисциплина – «стереотаксическая нейрохирургия». Применение стереотаксической техники невозможно без функционального электрофизиологического контроля, поскольку ни рентгеновский контроль, ни специальные таблицы, ни сложные математические расчеты не обеспечивают абсолютной точности при введении подкорковых электродов в мозг человека. Отсюда вытекает необходимость выработки четких электрофизиологических критериев для определения функциональных особенностей тех или иных центров, расположенных в глубине мозга.
Для работы необходимы: стереотаксический прибор, стимулирующие и отводящие подкорковые электроды, комплексная установка для регистрации ВП, стимулятор, хирургические инструменты и материалы, раствор Рингера, подогретый до 37°С, гемостатическая губка. Объект исследования – кошка (крыса).
Регистрация вызванных потенциалов при отведении от специфического переключающего ядра таламуса.
Ход работы. Готовят животное, закрепляют в специальном электрододержателе регистрирующие электроды. Проверяют их, добившись вертикального положения относительно направляющих рамы стереотаксиса. Предварительно рассчитав топографию искомой точки по атласу Джаспера, определяют ее координаты и вводят электроды в мозг, медленно погружая их в глубину. Достигнув предположительно специфического переключающего ядра таламуса, прекращают погружение. Наносят раздражение на нерв. Если расчеты были проведены верно, на экране осциллографа возникает первичный ответ, генерируемый в переключающем ядре таламуса. Поднимая и опуская электрод на 1–2 мм, получают ответ с максимальной амплитудой. Осуществляют регистрацию вызванного потенциала.
Пакет заданий
1. Дайте определение нейронной теории строения ЦНС.
2. Перечислите основные функции ЦНС.
3. Назовите основные методы исследования функций ЦНС.
4. На чем основано деление ЦНС на области и отделы? Перечислите их.
5. Перечислите функции спинного мозга.
6. Перечислите основные функциональные группы нейронов, составляющих структуру спинного мозга.
7. Назовите виды мотонейронов спинного мозга.
8. Сформулируйте закон Белла-Мажанди.
9. Назовите особенности функционирования спинного мозга, исходя из его сегментарного строения.
10. Назовите, при каких ситуациях развивается синдром Броун-Секара?
11. Перечислите соматические рефлексы человека.
12. Как располагаются в канатиках спинного мозга восходящие и нисходящие волокна проводящих путей?
13. Назовите функции продолговатого мозга.
14. Перечислите основные ядра продолговатого мозга.
15. Перечислите функции ядер подъязычного и добавочного нервов.
16. Перечислите функции ядер блуждающего нерва.
17. Перечислите функции ядер солитарного пучка.
18. За счет каких центров осуществляется рефлекторный контроль дыхания, деятельности сердца, тонуса сосудов, функционирования пищеварительных желез?
19. Почему повреждение большинства центров продолговатого мозга несовместимо с жизнью?
20. Опишите строение мозжечка.
21. Опишите основные функции мозжечка.
22. К чему приводит раздражение передней доли мозжечка?
23. К чему приводит полное удаление мозжечка, или его передней доли?
24. Чем характеризуется один из симптомов поражения мозжечка – атония?
25. Чем характеризуется один из симптомов поражения мозжечка – адиадохокинез?
26. Чем характеризуется один из симптомов поражения мозжечка – астазия?
27. Перечислите основные образования среднего мозга.
28. Перечислите функции верхних бугров четверохолмия.
29. Перечислите функции нижних бугров четверохолмия.
30. Перечислите функции черной субстанции.
31. Перечислите функции красного ядра.
32. Дайте определение децеребрационной ригидности и объясните причину ее возникновения.
33. Приведите примеры тонических, статических и статокинетических рефлексов.
34. Дайте определение ретикулярной формации. Перечислите отделы ЦНС, где располагаются ее нейроны.
35. Опишите восходящее и нисходящее влияние ретикулярной формации.
36. Назовите отделы промежуточного мозга.
37. Опишите функции специфических и неспецифических ядер таламуса.
38. Опишите строение и функции гипоталамуса.
39. Каково влияние гипоталамуса на тонус симпатической нервной системы?
40. Каково влияние гипоталамуса на чувство насыщения, голода, жажды?
41. Роль гипоталамуса в регуляции эмоциональной сферы полового поведения.
42. Взаимодействие гипоталамуса с гипофизом. Регуляция выделения гормонов.
43. Влияние гипоталамуса на терморегуляцию.
44. Назовите отделы переднего мозга.
45. Перечислите функции основных структурных образований лимбической системы (поясная извилина, гиппокамп, зубчатая фасция, свод и миндалевидные ядра).
46. Перечислите функции базальных ганглиев (хвостатое тело, скорлупа, бледный шар).
47. Перечислите доли коры больших полушарий.
48. Опишите аналитико-синтетическую функцию коры больших полушарий.
49. Охарактеризуйте локализацию основных функций в коре больших полушарий.
50. Назовите основные сенсорные зоны коры больших полушарий.
51. Назовите основные ассоциативные зоны коры больших полушарий, их функции.
52. Назовите основные моторные зоны коры больших полушарий.
53. Виды электрической активности коры больших полушарий. Дайте характеристику основным ритмам электроэнцефалограммы.
54. Охарактеризуйте межполушарные взаимоотношения.
55. В чем проявляется парность в деятельности коры больших полушарий?
56. Что Вы понимаете под функциональной асимметрией и доминантностью полушарий у человека?
57. Функциональные методы изучения головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ). Принцип метода. Основные характеристики.
- Методические рекомендации
- Для студентов лечебного, медико-профилактического
- И педиатрического факультетов по организации
- Самостоятельной работы по нормальной физиологии
- Уважаемый читатель!
- Структура методического материала к каждому занятию
- Примерная структура ведения практического занятия
- Список учебников и учебно-методических
- Рейтинговая система оценки знаний студентов
- На кафедре нормальной физиологии агму
- (Лечебный, педиатрический и медико-профилактический факультеты)
- Уважаемые коллеги!
- Расчёт рубежного рейтинга (рРсеместр) за семестр:
- На итоговом занятии
- Начисление штрафных и поощрительных баллов:
- В шкалу 0-10 баллов
- Nb: Уважаемый Читатель!
- Требования к отработке пропущенных практических занятий по нормальной физиологии
- Перечень литературы по нормальной физиологии:
- 1. Общая физиология:
- 2. Регуляция физиологических функций:
- 3. Физиология системы крови:
- 4. Физиология сердечно-сосудистой системы:
- 5. Физиология дыхания:
- 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение:
- 7. Физиология высшей нервной деятельности:
- Интернет-ресурсы для студентов
- План лекций по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- План практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов
- Осенний семестр
- Раздел I
- Общая физиология
- Занятие 2 (1.1)
- Физиология клетки. Клеточные мембраны
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (1.2)
- Биоэлектрические явления
- В возбудимых тканях
- I закон Пфлюгера (правило Дюбуа-Реймона)
- II закон Пфлюгера (закон полярного действия постоянного тока)
- III закон Пфлюгера (закон сокращения мышцы)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 4 (1.3) Физиологические свойства нервной ткани
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (1.4) Физиологические свойства мышц
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 6 (1.5)
- Итоговое по разделу
- «Общая физиология»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (2.2) Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности внс
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 9 (2.3)
- Гуморально-гормональная регуляция функций.
- Частная эндокринология
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 10 (2.4)
- Итоговое по разделу
- «Регуляция физиологических функций»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Нормальная лейкоцитарная формула (%)
- Все! Спасибо за работу! Занятие 12 (3.2) Физиология эритроцитов. Гемоглобин
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- Изменения осмотической резистентности эритроцитов
- Все! Спасибо за работу! Занятие 13 (3.3) Группы крови. Физиология переливания крови
- Убедительная просьба приносить на занятия по физиологии крови резиновые перчатки
- I. Методы подсчета показателей
- II. Оценка результатов (нормальные показатели)
- Лейкоцитарная формула
- III. Заключение по общему клиническому анализу крови
- IV. Примеры общих анализов крови
- Все! Спасибо за работу! Занятие 14 (3.4) Гемостаз. Тромбоциты
- I. Нормальные показатели системы гемостаза и заключение по ее функциональному состоянию
- 1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
- 2. Коагуляционный гемостаз
- 3. Противосвертывающая и фибринолитическая системы
- II. Примеры коагулограмм и заключений о состоянии системы гемостаза
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 15 (3.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология системы крови»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- 1. Проверьте правильность техники регистрации экг:
- 3. Заключение о проведении возбуждения по сердечной мышце состоит из 2 частей.
- Все! Спасибо за работу! Занятие 17 (4.2) Внешние проявления сердечной деятельности. Фазовый анализ сердечного цикла
- Все! Спасибо за работу!
- Весенний семестр
- Занятие 1 (4.3)
- Гемодинамика. Артериальное давление.
- Микроциркуляция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 2 (4.4)
- Регуляция деятельности сердца
- И кровообращения
- 1. Проба Мартинэ
- 2. Глазосердечный рефлекс Данини-Ашнера
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 3 (4.5)
- Итоговое по разделу
- «Физиология сердечно-сосудистой системы»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Показатели внешнего дыхания для взрослых
- Все! Спасибо за работу! Занятие 5 (5.2) Газообмен. Регуляция дыхания
- Все! Спасибо за работу! Занятие 6 (5.3) Итоговое по разделу «Дыхание»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу! Занятие 8 (6.2) Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения
- Все! Спасибо за работу! Занятие 9 (6.3) Обмен веществ и энергии. Терморегуляция
- Все! Спасибо за работу! Занятие 10 (6.4) Выделение
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 11 (6.5)
- Итоговое по разделу
- «Пищеварение. Энергообмен. Выделение»
- Желаем Вам отличного ответа на зачете!
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 12 (7.2)
- Общие свойства анализаторов.
- Зрительный анализатор
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 13 (7.3)
- Физиология анализаторов. Слуховой,
- Вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 14 (7.4)
- Врожденные и приобретенные формы
- Поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности
- Все! Спасибо за работу! Занятие 15 (7.5) Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта
- Все! Спасибо за работу!
- Занятие 7.61
- Итоговое по разделу
- «Физиология высшей нервной деятельности»
- Желаем успеха!
- II. Облигатные вербальные навыки
- Ни пуха, ни пера!
- А теперь – за конспекты! Вопросы для подготовки к экзамену по нормальной физиологии
- Дополнительные вопросы к экзамену по нормальной физиологии для студентов педиатрического факультета
- Содержание
- Методические рекомендации