logo search
Палеогео / Концепции современного естествознания / Самыгин_ Концепции современного естествознания

1.1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки.

Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат-natura — природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Счи­талось, что философии — в ее натурфилософской форме — отведена роль «науки наук», «царицы наук», ибо она яв­ляется вместилищем всех человеческих знаний об окру­жающем мире, а естественные науки являются лишь ее со­ставными частями.

Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действитель­ного понимания мира. Появление натурфилософии в ин­теллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется рядом неизбежных обстоя­тельств.

  1. Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) еще практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действитель­ ности были единственным и оправданным способом чело­ веческого познания мира.

  2. Вплоть до XIX столетия естествознание было слабо дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятель-

42

ных наук существовали лишь механика, математика, аст­рономия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в процессе становления. В такой ситуации натурфи­лософия, строя общую картину природы, стремилась заме­нить собой отсутствующие естественные науки.

3. Отрывочному знанию об объектах, явлениях приро­ды, которое давало тогдашнее естествознание, натурфило­софия противопоставляла свои умозрительные представле­ния о мире. В этих представлениях не известные еще на­уке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастиче­скими причинами и связями. Для истолкования непонят­ных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, электрическая жидкость, эфир и т. п.). Разумеется, действительные пробелы в есте­ственнонаучном знании восполнялись при этом лишь в во­ображении. Это было вынужденное положение, которое, од­нако, не могло продолжаться бесконечно.

Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития и был накоплен и систематизи­рован большой фактический материал, т. е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, существование натурфилосо­фии потеряло всякое историческое оправдание. А в связи с этим понимание философии как «науки наук» также прекратило свое существование. Вместе с уходом с истори­ческой арены старой натурфилософии сама философия, так­же как и различные отрасли естествознания, наконец-то обрела свой предмет. Однако тесная двусторонняя связь между философией и естествознанием сохраняется по сей день.

Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI в. до н. э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся ре­зультатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются ука­занные характеристики науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философа-

43

ми, и учеными. Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстракт­ность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного факти­ческого материала о явлениях природы. Вместе с тем, до­стижения античных мыслителей в математике и механи­ке навечно вошли в историю науки.