8. Основные выводы учения Вернадского о биосфере. Охарактеризуйте понятия "экосистема", "биогеоценоз", "экологическая ниша", "биоценоз". Чем определяется их устойчивость, какие связи существуют между организмами в экосистеме, и как они моделируются?
В.И. Вернадский первый аргументировано проанализировал основы теории функционирования биосферы с учетом системного ее качества, специфики организации, возможности развития в режиме "эффективность-оптимум". Он увидел, что в структурно-функциональном и пространственно-временном аспектах организованность биосферы создается и сохраняется на протяжении миллиардов лет существования благодаря деятельности живых организмов.
Биосфера, по В.И. Вернадскому, предстает в виде комплекса систем типа: "предмет жизнедеятельности - живой организм", связанных друг с другом. "Нет ни одного организма, который бы в своем дыхании и питании не был бы связан хотя бы отчасти с косной материей". Взаимозависимость "живое вещество - предмет жизнедеятельности (неорганическая и органическая среда)" действует в соответствии с законом бережливости, регулирующим геохимические процессы биосферы. Подчиняясь ему, живое вещество экономно использует необходимые химические элементы и соединения.
Все виды живого вещества, взаимодействуя с предметами жизнеобеспечения, берут надолго или навсегда строго фиксируемый состав элементов, с достаточной степенью эффективности используют каждый из них в пределах своего биоцикла, замыкая последний по формуле: беру необходимое - экономно использую - отдаю остатки в приемлемой для окружающей среды форме.
Необычный подход к определению роли живых организмов в биосфере позволил В.И. Вернадскому по-новому оценить масштабы, глубину последствий деятельности живого вещества и в особенности производственной деятельности человека для настоящего и будущего Земли.
Человек - существо биосоциальное - продолжает эволюцию материи в специфических, свойственных только ему формах. Он становится носителем универсального типа связей (предмет жизнедеятельности дополняется предметом труда, а последним становится планета). "Мощь человека связана с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом трудом".
Геохимическая функция организмов в биосфере до появления человека - на это обстоятельство В.И. Вернадский обращает внимание ввиду его исключительной важности - стихийно вписывалась в кругооборот веществ, не причиняя ущерба природе. Процессы образования и разрушения живого здесь как бы уравновешивали друг друга. С появлением человека характер их меняется сначала постепенно, а начиная с ХХ века - глубоко и остро, что связано со становлением человечества, действующего "как единое целое по отношению к остальному живому населению планеты".
Освобожденные в результате антропогенной деятельности химические элементы, лишь в малой доле своей включаясь в последующие циклы производства, превращаются рано или поздно в балласт, небезразличный для биосферы, более того, разрывающий своим присутствием устоявшиеся биогеохимические ее циклы.
- 1. Полевая форма материи. Фундаментальные типы взаимодействий в физике. Почему они так называются и в каких диапазонах времени и пространства проявляются наиболее сильно?
- 2. Характеризуйте дискретность и непрерывность материи. Определить длину волны электромагнитного излучения, энергия кванта которого равна энергии покоя электрона. Масса покоя электрона равна 9,1х10-31 кг
- 3. Опишите спектр электромагнитного излучения. Как были открыты инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, рентгеновские лучи?
- 4. Какие частицы составляют ядро атома, каковы его размеры? Как это было установлено?
- 5. Опишите модификации углерода. Почему столь многообразны соединения углерода? Какие особенности строения атома углерода определили его роль в живой природе?
- 5. Дайте понятие внутренней энергии. Какие виды внутренней энергии вы знаете? Как измеряется внутренняя энергия? В чем сущность первого начала термодинамики? На сколько градусов повысится температура воды при падении с плотины Саяно-Шушенской ГЭС (высота 222 м), если считать, что 30% потенциальной э
- 6. Что такое фазовое равновесие, перегретая жидкость, процессы сублимации и десублимации? Опишите физическую картину процесса кипения. Как зависит точка кипения от внешнего давления? Приведите примеры проявления этих процессов в природе
- 7. Охарактеризуйте строение и биологическое значение АТФ, почему АТФ называют основным источником энергии в клетке?
- 8. Основные выводы учения Вернадского о биосфере. Охарактеризуйте понятия "экосистема", "биогеоценоз", "экологическая ниша", "биоценоз". Чем определяется их устойчивость, какие связи существуют между организмами в экосистеме, и как они моделируются?