logo
Арабская биология в эпоху средневековья

3.4 Достижения, работы и философия Аверроэса

  • Аверроэс перевел с сирийского языка, объяснил и прокомментировал сочинения Аристотеля. В его трактовках четко прослеживается влияние александрийских взглядов. Впрочем, такое свойство есть у большинства арабских философов. Его комментарии появились на латинском языке в общем издании произведений Аристотеля (Венеция, 1560 г.)
  • В рамках мусульманской религии Аверроэс доказывал вечность материи и движения, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. Также был приверженцем двойственной истины. Самой известной и яркой иллюстрацией его мнения в данном вопросе является труд «Опровержение опровержения». Этот труд - ответ на "Опровержение философов" аль-Газали. В нем Аверроэс рассматривает вопрос о соотношении философии и религии. Он показывает, что философия и религия очень сходны в своих мировоззрениях. "Философия - это спутница и молочная сестра религии.
  • Они спутники по природе, друзья по сущности и врожденному предрасположению" - говорил Аверроэс. И философия, и религия ищут Бога, считал он, но рассуждают о нем совершенно различными методами. Если религия рассуждает о Боге образно, как, например, в Коране, то философия пользуется доказательным способом, то есть наиболее адекватным. Однако это не означает, что между религией и философией существуют противоречия. Просто религия познает буквальный смысл, зафиксированный, написанный в Коране, а философия - внутренний, содержащийся за буквами Корана. Это учение впоследствии развивали Дунс Скотт, Оккам и другие философы, а в эпоху Возрождения - Пьетро Помпонацци.
  • Пантеистическое учение Аверроэса о единстве Мирового принципа и его астрологическая деятельность послужили основанием, возникшему впоследствии течению аверроизма. Это учение было отвергнуто как заблуждение.
  • Аверроэс также рассматривал центральный для всего средневекового периода вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно, или он сотворен Богом. Согласно Аверроэсу, материальный мир вечен, как и Бог, который и сотворил мир. Отвергая креационистскую[4] концепцию возникновения мира, Аверроэс не отказывается от аристотелевского понятия Бога как перводвигателя.