6. ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАТИМЫХ И НЕОБРАТИМЫХ ПРОЦЕССАХ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ. КАК СТРОИТСЯ ТЕРМОДИНАМИКА ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ? ДАЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СЛОЖНОЙ СИСТЕМЕ
Термодинамика открытых систем изучает существенно неравновесные процессы. В их описании ключевую роль играет понятие возрастания энтропии системы за счет процессов, происходящих внутри нее. Такой подход привел к новому взгляду на привычные понятия. Выдающаяся роль в развитии данного научного направления принадлежит И.Р. Пригожину, удостоенному за свои работы Нобелевской премии в 1977 году. Большой вклад внесли также Л. Берталанфи, Л. Онзагер, Л.И. Мандельштам, М.А. Леонтович, М. Эйген, Г. Хакен.
Открытые системы, в которых наблюдается прирост энтропии, получили название диссипативных. В таких системах энергия упорядоченного движения переходит в энергию неупорядоченного хаотического движения, т.е. в тепло. Если замкнутую систему вывести из состояния равновесия, то в ней начнутся процессы, возвращающие ее к состоянию термодинамического равновесия, в котором ее энтропия достигает максимального значения. Со временем степень неравновесности будет уменьшаться, однако, в любой момент времени ситуация будет неравновесной. В случае открытых систем отток энтропии наружу может уравновесить ее рост в самой системе. В этих условиях может возникнуть и поддерживаться стационарное состояние. Такое состояние Берталанфи назвал текущим равновесием. По своим характеристикам текущее равновесие может быть близко к равновесным состояниям. В этом случае производство энтропии минимально (теорема Пригожина). Если же отток энтропии превышает ее внутреннее производство, то возникают и разрастаются до макроскопического уровня крупномасштабные флуктуации.
- 1. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗРАСТЫ СОЛНЦА, ЗВЕЗД, ВСЕЛЕННОЙ? КАКОВ ДИАПАЗОН ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ ВО ВСЕЛЕННОЙ
- 2. ДАЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИИ КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ? КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ
- 3. В ЧЕМ СОСТОИТ ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА И КАКОВА ЕГО РОЛЬ В ИССЛЕДОВАНИИ ЗВЕЗД, ВСЕЛЕННОЙ
- 4. ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ. КАКИЕ ВИДЫ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ ВЫ ЗНАЕТЕ? КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ? В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ПЕРВОГО НАЧАЛА ТЕРМОДИНАМИКИ
- 5. ПРИВЕДИТЕ УРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА. КАКАЯ ВЕЛИЧИНА ЯВЛЯЕТСЯ МЕРОЙ СРЕДНЕЙ КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ МОЛЕКУЛ
- 6. ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАТИМЫХ И НЕОБРАТИМЫХ ПРОЦЕССАХ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ. КАК СТРОИТСЯ ТЕРМОДИНАМИКА ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ? ДАЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СЛОЖНОЙ СИСТЕМЕ
- 7. КАК ВОЗНИКАЕТ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ? ДАЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕОРИИ МЕТАЛЛОВ (КЛАССИЧЕСКОЙ И КВАНТОВОЙ), ПОЛУПРОВОДНИКАХ, ДИЭЛЕКТРИКАХ И ИЗОЛЯТОРАХ
- 8. ПОЯСНИТЕ, КАК РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ. ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ О НЕГЭНТРОПИИ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
- 9. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ГИПОТЕЗЫ ПЛАНКА О ДИСКРЕТНОМ ХАРАКТЕРЕ ИСПУСКАНИЯ СВЕТА? НАСКОЛЬКО БЫЛИ РЕШЕНЫ ПРИ ЭТОМ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ТЕОРИИ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
- 10. КАКОВО СОСТОЯНИЕ СОЛНЦА И ЕГО АТМОСФЕРЫ? КАКОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЛНЕЧНОЙ АКТИВНОСТИ? В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДИТСЯ СОЛНЕЧНОЕ ВЕЩЕСТВО? КАКОВ СОСТАВ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ? ЧТО ТАКОЕ СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР? КАК ОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 3.7. Как определили возрасты Солнца, звезд, Вселенной? Каков диапазон временных интервалов во Вселенной? Как восстанавливают эволюцию звезд?
- 24. Астрономическая картина мира
- Глава 10. Ньютоновская (классическая) научная картина мира
- Глава 12. Эйнштейновская (неклассическая) научная картина мира
- 1.Строение Вселенной и Солнечной системы.
- Тема 5.2. Происхождение и эволюция вселенной, 2 часа
- 6. Современные представления о структуре и эволюции Вселенной
- Классическая научная картина мира.
- Современная научная картина мира.