logo
Воздействие космических факторов на организм человека

Взаимосвязь человеческого мира с окружающей его средой.

Окружающая среда - это все, что окружает человека и прямо или косвенно влияет на его состояние и функционирование (развитие, рост, выживаемость и др.) Окружающая среда включает в себя природную среду, возникшую на Земле вне зависимости от человека и унаследованную им от предшествующих поколений, и техногенную среду, то есть среду, созданную человеком. Элементы окружающей среды, воздействующие на живой организм, называются экологическими факторами. Экологический фактор - это любой элемент окружающей среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы, хотя бы на протяжении одного из периодов их индивидуального развития. Любой организм в окружающей среде подвергается воздействию огромного числа экологических факторов, например колебаниям температуры, атмосферного давления, изменению физических и химических свойств атмосферы, влажности, радиоактивного фона и др. Положительное или отрицательное влияние экологических факторов на организм человека зависит прежде всего от силы и длительности его проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие экологических факторов отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека и повышает риск развития у него различных заболеваний. В этих случаях мы говорим об экологических факторах риска. Например, резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, магнитных полей ухудшают состояние больных сердечнососудистыми заболеваниями; повышенный радиоактивный фон может вызвать некоторые онкологические заболевания; особенности ионного состава почвы и воды (например, недостаток йода) может привести к развитию такой болезни, как эндемический зоб.

На ранних стадиях развития человечества мы встречаемся с “антропоморфизацией” и “этизацией” космоса, всего мира, что ярко отражено в фольклоре и мифологии, древнегреческой натурфилософии. Весь мир предстаёт как одушевлённый; микрокосм (отдельный человек) развивается в гармонии с макрокосмом (Вселенной в целом). Человек выступал “мерой всех вещей” (Протагор). Но уже у Демокрита появляется различение законов природы (всеобщая необходимость, Большой Диакосмос) и законов, устанавливаемых людьми (Малый Диакосмос). Дальнейшее развитие философии и науки приводит к формулировке, с одной стороны, суждений о природе, рассматриваемой независимо от человека, а с другой - к выявлению особенностей, отличающих человека и человеческие взаимоотношения от природных явлений. Происходит отчуждение человека (общества, культуры) от природы; особенно быстро этот процесс идёт с развитием индустриализма. Мораль рассматривается только как способ регуляции взаимоотношений между людьми и между личностью и обществом. Конечно, отдельные экологические интуиции сохранялись в контексте различных духовных традиций: христианства (идея спасения всем миром), буддизма и джайнизма (ненанесение вреда всему живому), философии Б. Спинозы (пантеистическая трактовка Вселенной) и др.

Человек в космизме “доопределяет” в своем творчестве природу. Так, в русском космизме космос представляет в изначальном смысле слова “Вселенная”, т.е. как дом, в котором еще нужно вселиться. Но не поодиночке, а всем миром. Личность понимается как микрокосм (С.Н. Булгаков считал, что рождение каждого человека есть рождение Вселенной). Необходимо расширять сферу человеческой деятельности и творчества: хаос превратить в космос. Циолковский формулирует понятие “космическая этика”: обмен атомами в космосе пробуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке и к заботе о мировом целом. Объективным добром “космическая этика” признает процессы усложнения и стратификации во Вселенной.

В русском космизме этика тесно переплетается с экологией. Так, в 1913г. русский ученый Н.А. Умов пишет статью “О задачах развития техники в связи с истощением природных ресурсов”. Это был, фактически, первый глобальный научный прогноз в истории человечества. В 1922г. ученик Вернадского А.Е. Ферсман поставит вопрос о пределах развития человеческой культуры в связи с ограниченностью природных ресурсов. Только через 50 лет появятся “Пределы роста” Римского клуба, возникнет интерес к экологической этике.

С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время. В результате жизнедеятельности человека, развития науки и техники увеличились количество и объем химических соединений, поступающих в атмосферу, загрязняющих водоемы, проникающих в почву и недра Земли и др. Подсчитано, что 5 миллиардов наших современников оказывают на природу такое же (по масштабам) воздействие, какое могли оказать люди каменного века, если бы их численность составляла 20 миллиардов человек, а количество высвобождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимым с энергией, получаемой Землей от Солнца.

Технический прогресс несет с собой много опасностей для жизни современного человека. Одной из самых серьезных является опасность воздействия радиоактивных веществ и излучений. Испытания ядерного оружия, строительство ядерных атомных станций, использование ядерных реакторов в различных областях деятельности значительно увеличивают риск получения дополнительных (а иногда, к сожалению, смертельных) доз облучения людьми, которые находятся в непосредственном или опосредованном контакте с радионуклидами. В нашу жизнь вошли такие понятия, как радиоактивные осадки, радиоактивные отходы. Радиоактивные осадки - это радиоактивные аэрозоли, осаждающиеся из атмосферы на поверхность земли. Основную их массу составляют радионуклиды, образующиеся в результате ядерных взрывов и выбросов предприятий атомной промышленности, тепловых электростанций и за счет продуктов распада естественных радионуклидов. Радиоактивные отходы - растворы, изделия, материалы, вещества и биологические объекты, загрязненные радионуклидами в количествах, превышающих установленные санитарные нормы, и не подлежащие дальнейшему использованию. Такие отходы образуются в процессе работы и особенно ремонта энергетических ядерных реакторов на атомных электростанциях, судах и кораблях, исследовательских реакторов, при использовании радиоизотопных источников и препаратов в технике, науке и медицине.

Человек - сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем - биологической и социальной. Закономерности физиологических процессов непосредственно влияют на социальную жизнь и, наоборот.

В наш век стрессовых перегрузок и серьезных нарушений в экологии здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие человека, но и успешность освоения им профессии, эффективность профессиональной деятельности.

Существует большое количество факторов, снижающих уровень здоровья человека: перенесенные болезни, пристрастие к алкоголю и табакокурению, хроническое влияние неблагоприятных условий жизни и труда, нерациональное питание (как его недостаточность, так и изобилие и высо-кая калорийность), беспорядочный режим труда и отдыха, сна, частые эмоциональные напряжения, загрязнение воздуха, воды и пищи, злоупот-ребление лекарствами и бытовой химией.

Но не только социальная среда влияет на человеческий организм и на человека в целом. Влияние среды на организм обычно оценивают через отдельные экологические факторы.

Чаще всего факторы делят на три группы.

1. Факторы неживой природы (абиологические, или физико-химические). К ним относится климатические, атмосферные, почвенные (эдафические), геоморфологические (орографические), гидрологические и другие.

2. Факторы живой природы (биологические) - влияние одних организмов или их сообществ на другие. Эти влияния могут быть со стороны растений (фитогенные), животных (зоогенные), микроорганизмов, грибов и т.п.

3. Факторы человеческой деятельности (антропогенные). В их числе различают прямое влияние на местообитание (например, промысел) и косвенное - влияние на местообитание (например, загрязнение среды, уничтожение кормовых угодий, строительство плотин на реках и т.п.).

Интересна классификация факторов по периодичности и направленности действия, степени адаптации к ним организмов. В этом отношении выделяются факторы, действующие строго периодически (смены времени суток, сезонов года, приливно-отливные явления и т.п.), действующие без строгой периодичности, но повторяющиеся время от времени. Сюда относятся погодные явления, наводнения, ураганы, землетрясения и т.п.

Здесь же сразу напрашивается вопрос о биоэтике.

Под биоэтикой понимается применение понятий и норм общечеловеческогй морали, в которых осмысливаются проблемы добра и зла, совести, долга, чести и т.д., к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии, а также в ходе практического применения ее результатов.

Основные принципы биологической этики:

Принцип единства и этики, их глубокое соответствие и взаимообусловленность. Если жизнь является высшим проявлением упорядоченности, организованности в мире природы, то этика - есть высшее выражение сил, противостоящих хаосу в обществе. Учитывая это глубокое родство между феноменом жизни и этикой, следует постоянно учитывать этические нормы как в науке, так и на практике.

Признание жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип «благотворения перед жизнью».

Принцип гармонизации системы «человек - биосфера», выдвигающий в качестве самой актуальной задачи современности налаживание оптимальных взаимоотношений между человеком и природой, требующий от ученых и практиков все более полного учета биологический оснований социального бытия, упорного поиска путей превращения биосферы в ноосферу и предотвращения возможности ее уничтожения.

Человек, человеческий разум и общество являются вершиной естественного развития земли и ее биосферы. Если мы возьмем развитие биосферы, то в этом случае история человечества займет лишь очень небольшой отрезок времени. Биосфера представляет собой чередование целого ряда этапов эволюции, каждый из которых являл все более сложные формы развития. В истории земли были разные периоды:

1) период чисто геологической эволюции, когда на Земле еще не было жизни;

2) период геологобиологической эволюции, на последней стадии которого происходит формирование антропосоциогенеза;

3) период духовной эволюции, сфера разума. Это качественно новая эпоха в эволюции Земли. Она характеризуется переходом от биосферы к ноосфере - сфере взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором эволюции.