logo
Анализ показателей биологического возраста студентов в учреждении образования ГГУ имени Франциска Скорины, биологического факультета и учителей "Средней школы №2" г. Хотимска

Введение

Современные достижения геронтологии позволили поставить задачами ближайшего будущего увеличение продолжительности жизни, правильное использование остаточной трудоспособности пожилых людей, достижение активного долголетия населения.

В связи с этим актуально исследование биологического или функционального возраста человека, поскольку календарный (хронологический, паспортный) возраст не является критерием состояния здоровья, трудоспособности, адаптационных возможностей разных индивидуумов одного и того же года рождения.

Наступающие с возрастом функциональные и структурные изменения органов, систем и целого организма, как известно, характеризуются большими индивидуальными различиями. Эти различия в темпе возрастных изменений приводят к тому, что одни индивидуумы «старше своего возраста», другие «моложе». Речь идет, естественно, не только и не столько о внешних признаках, сколько о психологических, физиологических, биохимических, иммунологических и других показателях, отражающих физическое и психическое состояние здоровья, общую и профессиональную работоспособность, возможность приспособления к изменяющимся условиям.

Не вызывает сомнения, что календарный возраст не может являться достоверным показателем для прекращения трудовой деятельности или профессиональной переориентации, как и для решения многих других социально-экономических вопросов, связанных со старением населения.

Решение этих вопросов было бы значительно облегчено, если бы мы располагали надежными и достаточными критериями биологического (функционального) возраста индивидуума. Помимо социально-гигиенического аспекта определение его имеет огромное значение для клинической и экспериментальной геронтологии.

Иначе обстоит дело с изучением преждевременного старения, признавая его основной наиболее часто встречающейся формой старения у людей в возрасте после 40-50 лет, отмечая роль преждевременного старения в развитии раннего одряхления, инвалидности и смерти, рассматривая его как одно из главных препятствий для достижения массового долголетия. Большинство исследователей в то же время не дают определения понятию «преждевременное старение» и не называют его основных показателей.

Целью работы явилось оценить биологический возраст лиц умственного труда.

Практическое значение работы заключается в том, что данные о биологическом возрасте и темпах старения студентов, учителей разных возрастных групп и предметной специализации, позволят регламентировать режим учебы, работы и проводить профилактические мероприятия, позволяющие снизить темпы старения лиц умственного труда.