Функциональная асимметрия мозга

реферат

ОТКРЫТИЕ ФУНКЦИЙ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Отталкиваясь от предположения, что две части мозга биологически одинаковы и скорее могут рассматриваться как два идентичных мозга, работающих в полном согласии, чем как один мозг, разделенный на две части, профессор Калифорнийского университета Роберт Орнстейн решил выявить, какими интеллектуальными и физическими видами деятельности руководит каждая из его отдельных половин.

Разместив специальные датчики для измерения мозговых волн на некоторых из своих студентов, он попросил их выполнить различные умственные задачи. Задания, например, состояли в том, чтобы дополнить числовой ряд, написать стандартное письмо, или сочинение, разместить цветные кубики, логически проанализировать что-то, помечтать. Все время, на протяжении которого выполнялись эти действия, профессор измерял параметры волн, излучаемых мозгом каждого из учеников. Его открытие было удивительным и знаменательным.

Как выяснил Р. Орнстейн, левое полушарие (у нормальных праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов. Таким образом, левое полушарие руководит умственным видом деятельности. Оно обрабатывает информацию последовательно, хорошо понимает время, глаголы, способно на ложные "высказывания". Выключение левого полушария приводит к депрессии, так как оно еще и отвечает за выражение положительных эмоции.

Правое полушарие служит для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), почти не понимает глаголов, абстрактных терминов (таких как здоровье, злоба, радость, религия), не способно на ложные высказывания, понимает юмор. Выключение правого полушария приводит к эйфории.

Оценивая восприятие и обработку информации разными полушариями, их можно характеризовать соответственно (левое - правое) как: консервативное - оперативное (полушария); последовательная - параллельная (информация); аналитическая - синтетическая; вербальное - невербальное; прямо смысловое - метафорическое; алгебраическое - геометрическое; рациональное - чувственное; логическое - интуитивное; историческое - вневременное, мифическое; привычное - новое; временное - пространственное; будущее - прошлое и т.п. [4, Грюссер]

Известно, что функции, локализованные в левом полушарии, эволюционно молодые, а в правом - более старые. Но есть и такие, эволюционный возраст которых не так очевиден. Например, эмоции: отрицательные - положительные; понимание: пространства - времени, существительных - глаголов; высказывания: истинные - ложные. Первые появляются раньше вторых. У новорожденных плач опережает улыбку, у котят жалобный писк предшествует мурлыканию, у щенков скуление начинается на три месяца раньше виляния хвостом. Если вспомнить мышление и лексику детей или представителей молодых культур (дикарей), то легко убедиться, что понимание пространства проще, чем времени; существительных проще, чем глаголов; истинные высказывания проще, чем ложные. Ориентация в пространстве приходит раньше, чем во времени. Первые слова ребенка - существительные. Лукавство и ложь обнаруживаются в высказываниях детей позже, чем правдивые слова. [3, Геодакян]

Р. Орнстейн, помимо всего прочего, установил еще один интересный факт: чем в большей степени люди использовали преимущественно одну половину своего мозга, тем соответственно слабее могли использовать другое полушарие в тех ситуациях, где это необходимо. А когда более слабое из двух полушарий стимулируется и привлекается к работе вместе с более сильным, конечным результатом является огромное увеличение всех способностей и эффективности деятельности человека.

Делись добром ;)