logo
Процесс антропогенеза

3. Способы передачи информации

Наличие более или менее развитой культуры зависит от способности к обучению и способности передавать навыки и знания другим. Это требуем и свою очередь определенной степени в связи индивидуумов в сообществе и существовании определенных способов передачи информации. У обезьян существуют уже довольно сложные общественные отношения. Известны постоянные семейные группы, куда входят взрослый самец, его супруга, близкие к нему самки и молодое потомство. В стаде постоянно существует четкая иерархия вожаков, но ее не так легко заметить, так как все члены стада держатся примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Существует довольно сложная система связи посредством жестов и мимики и в меньшей степени посредством звуковой сигнализации.

Несмотря на отсутствие речи, приматы способны к обучению, основанному на подражании. У детенышей обезьян развивается способность наблюдать поисковые разведочные манипуляции взрослых и повторять их движения. Способность к подражанию совершенствуется с возрастом. Вместе с тем подражательные реакции индивидуума начинают зависеть от «общественного положения», которое он занимает в группе. Вожаки следят за поведением подчиненных и контролируют их поступки, тогда как подчиненные следят за вожаками, но не могут копировать их действия: они должны выждать, пока вожак не покинет данное место, и лишь тогда повторить его действия.

Эффективность подражательного обучения доказана многими экспериментами, проводимыми как в естественных, так и в искусственных условиях, в частности опытами над шимпанзе.

Связь посредством звуков у разных видов неодинакова по сложности. В ряде случаев звуковая реакция является только «рефлекторной», так как она вызывается лишь определенным раздражителем и необязательно соответствует реальной ситуации. Сигнал тревоги, поданный наблюдателем, вызывает в стаде павианов беспокойство, которое долго не проходит уже после того, как опасность миновала. Этот звуковой сигнал относится в большей степени к категории эмоциональных проявлений. Однако звуки могут иметь у животных и более определенное целевое назначение: животные кричат и лают, чтобы привлечь внимание других. Язык человека представляет собой наиболее развитый способ передачи информации, основанный на способности к варьируемой комбинации символических актов (слов, жестов, письма) и, следовательно, на способности применять и связывать вместе различные понятия. Хотя язык как средство общения индивидуумов свойствен только человеку, имеются указания на то, что шимпанзе близки к тому «пороговому уровню, который мог бы сделать возможной речевую связь» (Хейес). Детеныша шимпанзе можно научить произносить некоторые звуки или очень простые слова (два-три), имеющие для животного определенный смысл, например слово «чашка». Концептуальное мышление шимпанзе проявляется лучше всего, когда обезьяна живет в помещении, вблизи людей; животное можно научить передавать и принимать, простые сообщения посредством использования символов и жестов. Хейес приводит много таких примеров.

Язык как средство общения возник у гоминид на определенном этапе эволюции в результате развития и усложнения мозга и его функций и в результате естественного отбора, благоприятствовавшего более развитым в этом отношении индивидуумам. Он был вызван к жизни необходимостью обучения и передачи другим членам сообщества и потомству сведений о технике изготовления орудий, а также необходимостью совместного труда. Речь требует деятельности нескольких отделов мозга, которые устанавливают связь между поступающей и хранящейся в памяти информацией и функцией голосового аппарата. Для речи необходима, следовательно, совместная деятельность многих мозговых центров, и поэтому (в противоположность мнению, существовавшему 50 лет назад) нельзя судить о способности к речи на основании размеров какого-либо одного отдела или участка мозга (по слепку внутренней полости черепа). Отсюда следует, в частности, что таким путем невозможно установить, были ли ископаемые гоминиды наделены речью. Тем более нельзя судить об этом по наличию или отсутствию подбородочной ости на нижней челюсти.